АСУ "Экспресс" служит пассажирам

Двадцать лет назад, 29 ноября 1984 года, на Октябрьской дороге была внедрена АСУ "Экспресс-2". Первая очередь пускового комплекса этой системы включала в себя автоматизацию работы 30-ти билетных касс бюро заказов ленинградского ЦЖБ (ныне СПЖА). Дальнейшее ее развитие на дороге происходило поэтапно. В течение еще двух лет завершилась автоматизация билетно-кассовых операций в железнодорожном агентстве, были организованы его филиалы. Затем к системе подключились суточные кассы ленинградских вокзалов. А вскоре она вышла за пределы Ленузла: к "Экспресс-2" были подключены билетные кассы Мурманска, Петрозаводска, Бологого, Волховстроя и ряда других станций.

С каждым годом возможности системы расширялись, и в итоге она стала одной из составляющих единой вычислительной сети электронных систем резервирования, включающей в себя 27 взаимодействующих между собой АСУ. На базе этой вычислительной сети сформировано единое информационное пространство всех электронных систем "Экспресс-2" стран СНГ и Балтии, а также определена их взаимосвязь с тринадцатью действующими аналогичными западноевропейскими системами. Для этого московский "Экспресс" соединен непосредственно с немецкой системой "Курс-90", находящейся во Франкфурте-на-Майне. При этом взаимодействие с Финскими железными дорогами осуществляется путем прямой связи системы "Экспресс" с аналогом финской системы резервирования ДУЭТТО и продажи мест ОПЕРА.

В середине 90-х годов МПС было принято решение о разработке и внедрении системы "Экспресс-3". Эта разработка в первую очередь была направлена на решение следующих задач: повышение надежности, скорости и качества обслуживания клиентов; построение информационной базы, позволяющей повысить качество управления пассажирским хозяйством в целом; расширение функций системы в современных условиях (увеличение периода резервирования мест, применение гибкой тарифной политики, расширение спектра услуг, предоставляемых пассажирам и др.).

Внедрение системы "Экспресс-3" в промышленную эксплуатацию было завершено на Московской дороге в начале 2002 года, а на Октябрьской - 28 января 2003 года. Переход осуществлялся в два этапа: сначала была проведена модернизация центрального вычислительного комплекса системы, связанная с переходом на ЭВМ нового поколения. Содержание второго этапа заключалось в замене всего парка билетно-кассового оборудования дороги и переводе его на работу через сеть передачи данных.

Наибольшее ускорение хода выполнения работ второго этапа пришлось на время подготовки города и дороги к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. В это время благодаря мерам, принятым со стороны МПС, департамента пассажирских перевозок, руководства дороги, был осуществлен перевод практически всех крупных пунктов продажи (СПЖА, Московский, Ладожский, Витебский, Финляндский вокзалы и др.) на новые технологии, обеспечившие высокое качество обслуживания пассажиров в эти знаменательные дни.

По планам, утвержденным ОАО "РЖД" и дорогой, до конца 2004 года - юбилейного для АСУ "Экспресс" - все билетно-кассовое оборудование будет переведено на работу через сеть передачи данных. Тем самым будет поставлена точка в процессе технической модернизации системы и открыт путь для дальнейшего развития сети пунктов продажи билетов на основе новых программно-технических решений.

Внедрение "Экспресс-3" не ограничилось только технической модернизацией всех элементов системы, но и открыло новые возможности в технологии управления пассажирским хозяйством. Функциональные возможности системы могут развиваться в различных направлениях, превращая ее в многофункциональный комплекс, сфера действия которого через сети связи охватывает все железные дороги, включая взаимодействие с системами других видов транспорта.

В настоящее время для оперативного управления перевозками на технической базе Московской дороги создана аналитическая база данных (АБД). В ней посредством автоматического сбора информации в режиме реального времени фиксируются все перевозки пассажиров на Российских железных дорогах. Наличие такой АБД дает возможность каждой из дорог России получать через сеть передачи данных РЖД информацию, необходимую для оперативного управления перевозками и их планирования. Так, система оперативного отслеживания экономической эффективности дает возможность для пассажирских поездов дальнего следования рассчитать расходы, связанные с формированием и движением по маршруту, доходы от реализации проездных документов, прибыль, убытки, уровни рентабельности. Система учета и контроля населенности пассажирских поездов обеспечивает процессы долгосрочного и оперативного планирования работы пассажирского подвижного состава, проведение маркетинговых исследований на дорожных и сетевых уровнях. Именно эта система позволяет учитывать спрос населения на поезда нужных направлений и типы вагонов (купе, плацкартные и т.д.) в составах.

Второй год в АСУ "Экспресс-3" используется система гибкой тарифной политики, которая дает возможность регулирования стоимости проезда в разных типах поездов и вагонов в течение года с учетом спроса на услуги.

Успешно внедряется на дороге технология продажи проездных документов с указанием мест по всему ходу следования поезда. Это значит, что и на промежуточной станции пассажир обеспечивается билетом с указанием конкретного места в вагоне.

Но самое главное преимущество системы "Экспресс-3" для пассажира - это ее быстродействие и надежность работы. Впервые за последние несколько лет обслуживание пассажиров в билетных кассах дороги в летний период прошло без огромных очередей.

Отмечая 20-летний юбилей системы "Экспресс" на Октябрьской магистрали, необходимо отметить, что успешная эксплуатация на всех этапах ее становления, развития и сегодняшнего состояния была бы невозможна без скоординированного, четкого взаимодействия многих служб и предприятий дороги. В первую очередь таких, как пассажирская и финансовая службы, дирекция дальних пассажирских перевозок "Транссервис", Информационно-вычислительный центр и многие другие.

В.Степанова, заместитель начальника ИВЦ

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости