"Персонал - товар штучный"

Разговор, состоявшийся 15 ноября на совещании руководителей и специалистов по управлению персоналом служб, отделений Октябрьской железной дороги, дирекций "Транссервис", "Транском", "Путьрем", по ремонту вагонов, а также структурных подразделений Санкт-Петербургского, Выборгского, Волховстроевского и Новгородского узлов, вышел далеко за рамки подведения итогов работы за девять месяцев 2005 года. Лейтмотивом обсуждения стали задачи на ближайшие месяцы этого и на будущий год в соответствии со стратегией развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на 2006-2010 годы.

Тон совещанию задали выступления начальника ОЖД Виктора Степова и его заместителя по кадрам и социальным вопросам Владимира Одинцова, которые очень жестко оценили уровень работы с персоналом, обозначили ее приоритетные направления и узкие места. Главная мысль, которую они донесли до аудитории: человек на своем месте - это не штатная единица, это залог благополучия компании и ее филиала. И поэтому надо дойти до каждого, расставить персонал в соответствии с индивидуальными способностями человека, его потенциалом и уровнем компетентности, отсечь случайных попутчиков.

Узкие рамки газетной статьи не позволяют дать полный отчет о ходе девятичасового совещания, поэтому вашему вниманию предлагаются выдержки из выступлений, содержащих новую информацию и конструктивные предложения.

Виктор Степов, начальник ОЖД:

- Объезжая отделения, беседуя с людьми, пришел к выводу, что без серьезной работы над усилением кадрового состава нам трудно будет выполнять те задачи, которые ставит перед дорогой руководство компании. Изменились экономические условия, сама система управления железнодорожным транспортом. Требования стали очень жесткими, и чтобы им соответствовать, надо тщательно подбирать и расставлять персонал, управлять им. Кадровик должен быть самым компетентным человеком на предприятии, стоящим на острие самообразования, самоподготовки. Тем кордоном, через который не смогут пройти люди случайные, которые не умеют и не хотят работать по-новому. Главная цель - добиться соответствия уровня кадров поставленным перед ними задачам. Человек, нашедший себя, занимающийся своим делом, стоит пятерых. Поэтому надо быть психологами, правильно оценивать потенциал каждого, его деловой вклад. Ведь что такое мотивация - это правильно оцененный труд. Можно забить предприятия станками, новейшим оборудованием, но без компетентных кадров оно не принесет отдачи. Мы должны быть единой командой: экономисты, финансисты, технари, кадровики, профсоюз. Формы и методы разные, а цель одна: успешная работа дороги, выполнение бюджетной дисциплины. Этому надо учиться и учить, но как? Не отправлять людей на курсы повышения квалификации для галочки, оголяя самые напряженные участки, создавая угрозу безопасности движения поездов. Необходимо гармонично построенное штатное расписание. Это тоже забота кадровика. Чтобы победить такие негативные явления, как текучесть, сверхурочные, чтобы не терять грамотный персонал, о нем надо заботиться: стимулировать, оздоравливать, строить технологическое жилье. Нужно выработать программу, которую я бы назвал экономикой управления персоналом.

Владимир Одинцов, заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам:

- Октябрьская магистраль укомплектована кадрами на 96,7 процента. Обеспеченность специалистами с высшим образованием составляет 101,2 процента, со средним специальным образованием - 129,4 процента, дорога испытывает нехватку монтеров пути, электромонтеров контактной сети и представителей многих других специальностей, ключевых для обеспечения технологического процесса.

На дороге остается еще высокой текучесть кадров. Снизилась она на Петрозаводском и Волховстроевском отделениях, но увеличилась на Санкт-Петербургском, в дирекции "Транссервис". Машинисты поездов, билетные и товарные кассиры, операторы дефектоскопных тележек и другие работники причиной ухода с транспорта называют неудовлетворенность заработной платой. И лишь 8 процентов - условиями и характером труда. А между тем ОЖД по уровню зарплаты занимает второе место среди филиалов компании, и социальный пакет у нас достаточно весомый. Для того, чтобы привлечь рабочую силу на Московский и Санкт-Петербургский узлы, где текучесть особенно велика, надо шире внедрять вахтовый метод, строить технологическое жилье, искать другие пути решения проблемы. Поэтому от специалистов по управлению персоналом как никогда нужны предложения, инициатива. Так, предпринимаются шаги по привлечению на дорогу молодежи, проходящей срочную службу в армии, для чего разработана программа тесной работы с воинскими частями. И это далеко не единственный резерв, которым надо воспользоваться. Под лежачий камень вода не течет.

Несмотря на общее снижение (на 28,6 процента) числа нарушений трудовой дисциплины, большую тревогу вызывают Санкт-Петербургское отделение и дирекция "Транссервис". Процент прогульщиков в них соответственно составляет 68,7 и 17 от общего количества по дороге. Имеются случаи появления на работе в нетрезвом виде. С этим явлением надо решительно бороться. К примеру, завести на каждом предприятии "уголки дисциплины" и на всеобщее обозрение выставлять тех, кто тянет дорогу назад, создает угрозу безопасности.

Другим узким местом остается сохранность железнодорожных грузов и имущества. Только за девять месяцев этого года вскрыто 10 случаев хищений грузов с участием железнодорожников, в том числе групповых, что особенно тревожно. В черный список попали локомотивное депо Суоярви и другие предприятия. В том, что это происходит, есть и наша с вами большая недоработка.

Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, ибо каждый человек - это "штучный товар". Заниматься со студентами надо очень серьезно, на всех этапах: производственной практики, дипломного проектирования, трудоустройства. Планировать карьеру молодого специалиста и т.д.

Печальный опыт минувшей отпускной кампании, когда из-за срывов графиков на некоторых предприятиях возникала проблема с выплатой не только отпускных, но и зарплаты, еще раз напомнил всем о необходимости соблюдения бюджетной дисциплины. Сейчас, когда планируются отпуска на 2006 год, необходимо учесть ошибки и не допустить их повторения.

Хочу обратить внимание на работу с пенсионерами. Год 60-летия Великой Победы мы отработали достойно, сделано действительно немало. Но забота о ветеранах не должна быть приурочена к юбилеям. Наша помощь нужна им всегда.

Сергей Иванов, заместитель председателя Дорпрофсожа:

- Завершается отчетно-выборная кампания в профсоюзе. На 40 процентов сменился наш актив, который теперь надо обучать. Задача - развивать социальное партнерство, более тесно сотрудничать с кадровыми службами. Только взаимными усилиями профсоюза, администрации, специалистов финансово-экономического блока удалось летом избежать социального взрыва - наладить выплаты зарплаты, аванса, отпускных, командировочных. Теперь главное - удержать ситуацию. Совместно со специалистами по управлению персоналом нам надо заниматься и другими социальными вопросами: негосударственным пенсионным обеспечением, распределением санаторно-курортных путевок, организацией детской летней оздоровительной кампании. Рассчитываем на помощь в увеличении членства в профсоюзе.

Сергей Сергеев, начальник отраслевого центра психологических исследований:

- Наш центр взаимодействует с Октябрьской железной дорогой по четырем аспектам. Во-первых, мы проводим психологические тестирование и диагностику руководителей, специалистов и студентов. Во-вторых - семинары (психологические тренинги на современном уровне). В-третьих, занимаемся различными исследованиями. В-четвертых, организуем в специально созданном центре реабилитационные мероприятия для специалистов магистрали - для снятия психологических проблем, усталости с помощью уникальных методик. Отдельная программа реабилитации разработана для оперативного состава, диспетчерского аппарата. Эффект от получения комплекса этих услуг хотя бы два раза в месяц (по одному дню) равносилен тому, что дает пролонгированное санаторно-курортное обеспечение.

В следующем году мы планируем провести семинары для молодых руководителей, для психологов и многое другое. Центр располагает ресурсами для решения сложных задач, вооружайте нас информацией, вносите предложения.

Владимир Верегин, директор Октябрьского филиала НПФ "Благосостояние":

- Для того, чтобы каждый работник дороги мог решить для себя вопрос негосударственного пенсионного обеспечения, он должен иметь информацию. Поэтому и руководитель, и экономист, и кадровик должны владеть этим вопросом, вести разъяснительную работу. И подавать подчиненным личный пример. Существует большая разница между "делай, как я" и "делай, как я сказал". Целесообразно было бы включить негосударственную пенсию в общий социальный пакет железнодорожника.

Андрей Панков, начальник службы управления персоналом:

- Необходимо выходить из кризиса, а наша работа часто заформализована. Занимаясь обучением персонала, надо четко представлять, кого и чему учить. Помнить, что один целевик обходится в 56 тысяч рублей в год.

Очень важно, чтобы в дорожном соревновании было как можно больше участников. Ведь на дороге 30 узлов по 5-6 предприятий на каждом, а соревнуются единицы. Это наш неиспользуемый резерв. При подведении итогов одним из главных критериев должна быть корпоративная культура, а далеко не все предприятия соответствуют современным требованиям, не говоря уже об отдельных работниках. Лучших надо поощрять, причем не только материально, но используя моральные стимулы, предоставляя путевки в лучшие здравницы. Это все наша работа. Начальник дороги дал нам широчайшие права, но и поставил серьезные задачи. Их надо выполнять.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости