Авиакомпании потеряют $4 млрд

В 2006 году убытки мировых авиаперевозчиков составят более $4 млрд., прогнозирует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Компаниям даже не поможет рост объема воздушных перевозок, который в 2006 году, по данным IATA, составит около 6%. Ситуация может измениться к лучшему лишь в 2007 году: по оценке IATA, в следующем году мировые авиаперевозчики смогут заработать $6,2 млрд. Однако у российских авиакомпаний дела будут идти все хуже и хуже, считают эксперты: из-за высоких цен на нефть прибыль отечественных перевозчиков будет сокращаться с каждым годом.

Еще в конце декабря генеральный директор ассоциации IATA Джованни Бизиньяни заявил, что мировые авиакомпании, которые в период с 2001 по 2004 год потеряли $42 млрд., начнут работать с прибылью лишь в 2007 году. А в 2006 году убытки авиаперевозчиков, по данным IATA, составят около $4 млрд. (в 2005 году - $6 млрд.). Впрочем, после того как цены на нефть за несколько недель поднялись на 10%, IATA была вынуждена скорректировать свой прогноз. В конце января Джованни Бизиньяни, уже не называя точных цифр, завил, что "авиационная отрасль выйдет из кризиса не раньше 2007 года в лучшем случае". Пессимизм аналитиков легко объясним. Как показывает практика, работа мировых авиакомпаний, которые с 2001 года находятся в кризисе, стабилизировалась в 2003 году, когда среднемировые цены за баррель нефти составляли около $22. Однако при повышении среднемировых цен на нефть до $53 за баррель, работать с прибылью авиакомпании не в состоянии, считают в IATA.

Впрочем, и у российских перевозчиков проблем будет не меньше. Дело в том, что доля затрат на авиационный керосин в общих затратах авиакомпаний составляет от 30% до 45%, тогда как у западных перевозчиков она колеблется от 15% до 20%. Это объясняется тем, что парк отечественных перевозчиков безнадежно устарел, большая часть российских самолетов были произведены еще в СССР и достались компаниям от распавшегося "Аэрофлота".

Кроме того, российские лайнеры в принципе потребляют гораздо больше горючего, чем западные, отмечает аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Павел Ворожцов. А из-за ограничительных ввозных пошлин и обязанности уплачивать НДС при закупке новых судов, даже такие крупные компании, как "Аэрофлот" не могут себе позволить обновить авиапарк.

Пытаясь уменьшить свои издержки, российские авиаперевозчики вынуждены экономить буквально на всем, говорит руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "Свежий пример: за счет экономии на раздаче бесплатного спиртного в эконом-классе "Аэрофлот" сможет сэкономить около $5 млн. в год", - напомнил аналитик. Ранее экономить на бесплатном для пассажиров алкоголе стали "Сибирь" и "КрасЭйр". "Прошлый год заставил многих авиаторов пересмотреть свою структуру ведения бизнеса с достижением максимальной экономии во всем, - отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Ростислав Мусиенко. - Авиакомпаниям придется продолжить сокращать свои издержки".

Например, за счет дистрибуции, предлагает Олег Пантелеев. "Если перейти на собственные продажи, не надо будет платить агентские. Также сэкономить можно на продажах через Интернет и выпуске электронных билетов". По оценкам перевозчиков, уже начавших торговлю перевозками в Интернете, экономил от этого вида продаж составляет 7-8% общих затрат на дистрибуцию. А электронный билет сокращает затраты на обслуживание стока бумажных билетов. "Это не только стоимость бланков, но и стоимость их обработки, перекладывания купонов из кучки в кучку. Здесь же оптимизация отношений с агентской сетью. Например, нулевая комиссия (агентские не включены в стоимость билетов и "накручиваются" агентами самостоятельно. - "Бизнес") дала "Аэрофлоту" 5% экономии на дистрибуции", - отмечает Олег Пантелеев.

Еще одно возможное направление экономии - на услугах третьих компаний. Речь идет о работе с единым поставщиком топлива (агентом), хеджировании расходов на топливо, полетах во второстепенные аэропорты, отказе от питания, алкоголя, прессы. Другими словами, для выхода из кризиса классическим перевозчикам можно перенимать опыт авиакомпаний, работающих в нише низкобюджетных авиаперевозок.

Впрочем, по мнению аналитиков, несмотря на экономию практически на всем, в будущем финансовое положение авиакомпаний может только ухудшиться. "Рост цен на нефть будет продолжаться, соответственно, увеличится и цена авиатоплива. Правда, насколько именно, говорить довольно сложно", - прогнозирует аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Павел Ворожцов. Однако, по мнению Ростислава Мусиенко, в этом году "вряд ли произойдет космический рост цен на авиатопливо". "Он может просто добить авиаторов", - добавляет эксперт.

Выход из создавшегося положения у российских компаний может быть только один: обновить парк машин за счет закупки иностранных самолетов. Олег Пантелеев отмечает, что иностранные самолеты, в отличие от отечественных, не только более топливоэффективны, но обслуживаются двухчленными экипажами и имеют меньший взлетный вес, что сокращает сборы за взлет-посадку. В правительстве рассматривается вопрос об отмене или снижении ограничительных ввозных пошлин на иностранные суда, аналогов которых не производится в России. Правда, когда именно будет подготовлен проект соответствующего постановления, пока неизвестно.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости