1
1

СПЕЦВЫПУСК - Порт Кунда нацелился на Европу

Морской порт в городе Кунда - это (пока) микроскопическое явление в международной торговле. И до настоящего времени порт развивался исходя из потребностей местной экономики, но имеющей связи на внешнем рынке. В перспективе же -обслуживание линейных морских перевозок внутри Балтийского моря и развитие логистического центра.

Да, мы построили порт 9 лет назад для обслуживания одного конкретного цементного производства. Это было результатом решения одной, как теперь принято говорить, логистической задачи: как наиболее оптимально отправить (заметьте!) на экспорт полмиллиона тонн цемента? Через 4 года решали уже задачи по логистике для многих других эстонских фирм, работающих на экспорт-импорт.

Соответственно и специфика грузопотоков через наш порт отражает реальный потенциал страны: вывозится то, что можно, в первую очередь, реализовать в Европе (необработанная круглая древесина, торф, щепа для целлюлозного производства, ДВП и ДСП, шрот и т. д.); завозится то, чего в Эстонии нет (различное сырье, нефтекокс, гранитная щебенка, солод и т. п.). Мы уже перешагнули за уровень 1, 7 млн. т различных грузов ежегодно.

Ясно только одно - не было бы внешней торговли Эстонии - никто не стал бы восстанавливать порт на историческом месте, определенном царской Россией еще в начале XIX века!

В преддверии ЕС: а дальше что?

Ну ведется активная работа с транзитными грузами на направлении Восток-Запад через морские порты Таллинна. Это в нашем понимании - Большая игра, где грузооборот исчисляется десятками миллионов тонн. Или миллионы пассажиров на скандинавских линиях.

Ну обслуживают два региональных порта Эстонии - Пярну и Кунда - всю местную промышленность, потенциал ежегодного грузооборота морских перевозок которых можно оценить в 4 -5 млн. т.

Услугами порта в Кунда пользуются клиенты с Северо-Востока и Центральной Эстонии, их вес в глобальных категориях тянет на "суперлегкий".

Такую самокритичную оценку дают, похоже, и политики Эстонии, которые единственным двигателем развития морского дела в стране считают перевалку транзитных потоков российских грузовладельцев. А дальше констатации уже достигнутых предпринимателями результатов у политиков дела не идут. Хотя иногда ничегонеделание в политике очень удобно выдавать за создание либеральных условий... Что ж, у каждого своя логика.

И тут, на мой взгляд, вовремя появилась "спасительная программа" вступления в ЕС. Западная Европа давно уже оценила важность таких стратегических объектов инфраструктуры, как морские порты и их положительное влияние на региональное развитие вообще и оптимизацию грузовых и пассажирских перевозок в частности. И в России уже разработаны соответствующие программы. Воистину -нет пророка в своем отечестве!

Чиновники в Брюсселе уже несколько лет от-слеживают развитие морского порта в Кунда (стопроцентно частный порт, как владелец, так и оператор - явление не очень распространенное в морской практике). Как пограничный пункт ЕС и звено цепочки морского транспорта мы уже признаны. Для нас сейчас самым интересным вопросом

Сейчас услугами порта Кунда пользуются клиенты из Северо-Восточной и Центральной Эстонии. В перспективе - обслуживание внутриевропейских транзитных грузов на направлении Север-Юг.

перспективного развития является оптимизация доставки грузов на направлении Север-Юг или, перефразировав, есть ли будущее у порта Кунда в перемещении т. н. внутриевропейских транзитных грузов?

Простая логика подсказывает, что для этого потребуются регулярные судовые линии, которые будут помогать наземному транспорту в выполнении задач по доставке грузов. А жизненный опыт подтверждает, что облегчение прохождения грузов через границы стран всегда приводит к увеличению товарооборота, и, я думаю, это будет наиболее положительным влиянием ЕС.

Стороннему наблюдателю сейчас это кажется фантазией: какие это такие транзитные грузы могут проходить через порт Кунда? Мы же видим два долгосрочных и последовательных периода развития.

На первом этапе: дополнительные заходы в Кунда Ро-Ро судов на линиях Котка/Хамина-Западная Европа для подбора грузов местного рынка на уже разработанном направлении Восток-Запад;

предоставление альтернативы загруженному паромному коридору Хельсинки-Таллинн и возможное удлинение направления Север-Юг от промышленных районов Юго-Востока Финляндии до Италии, пока автомобильный транспорт может легко передвигаться по дорогам стран Балтии и бывшего социалистического лагеря.

На втором более отдаленном этапе: развитие логистического центра в порту Кунда с реконструкцией вяло работающей вне ЭЖД железнодорожной ветки Кунда - Раквере;

развитие железнодорожной паромной переправы на направлении Север-Юг с того момента, когда ЕС своей фискальной политикой будет переводить и в нашем регионе грузовые потоки с автомобильных на железные дороги. Главное - не забывать о том, что порт Кунда находится ближе всего к самому крупному железнодорожному узлу Тапа, откуда берет начало южное направление ЭЖД.

В целом, вышеприведенный сценарий полностью соответствует перспективам программы "Морских перевозок на короткие расстояния" (Short Sea Shipping, или 3S), которой уделяется большое внимание в рамках Евросоюза. Само понятие 3S, правда, охватывает морские перевозки по всей Европе. Поэтому мне представляется более понятной версия 4S (Super Short Sea Shipping), когда речь идет о перевозках морским транспортом в пределах Балтийского моря.

В ближайшем будущем это именно тот регион, с которым порт Кунда будет наиболее активно сотрудничать по перевозке грузов. Оживление нынешних грузопотоков через Кунда мы готовим по трем направлениям: это появление нового промышленного производства в городе (небезызвестный "норвежский" проект целлюлозного комбината); строительство специализированного терминала жидких грузов для промышленных нужд и уже упомянутое развитие терминала по обработке горизонтально перемещаемых грузов судами типа Ро-Ро. И эти прогнозируемые грузопотоки будут процентов на 99 сугубо внутриевро-пейскими и, тем более, в рамках 4S.

Услуги по перевозке грузов должны предоставляться их владельцам по наиболее оптимальным ценам - и тут невольно вспоминаешь об акцизной политике ЕС в отношении автомобильного топлива, о вводимых сборах за проезд по дорогам некоторых европейских стран. Но хватит пугать наших экспедиторов, они и сами прекрасно знают о преимуществах морских перевозок!

В дополнение к этому можно привести и вполне разумное желание европейских городов (для нас это Хельсинки и Таллинн) уменьшить прохождение самых неподходящих промышленных грузопотоков через свои города.

Отношения с ближайшим соседом

Что же касается уже исторически сложившейся зависимости благосостояния стран Балтии от добрососедских взаимоотношений с Россией, тут мы видим только положительные перспективы. Видимо, в составе ЕС можно будет исправить те политические недоработки, которые политики наших стран допустили во взаимоотношениях с Большим соседом, часто опираясь либо на эмоции, либо на неудовлетворенные амбиции. Каждый раз хочется привести в пример наших более расчетливых соседей из Финляндии: они десятилетиями обслуживают клиентов с Востока - и ничего, не жалуются. Ведь транзитное направление Восток-Запад обеспечивает трудовую занятость и дает ощутимые дивиденды государственной казне.

Со вступлением в ЕС мы рассчитываем на более уравновешенный подход со стороны российского правительства к нашей стране, который даст возможность по деловым качествам оценить эффективность той или иной транспортной системы по вопросам доставки российских грузов на Запад или импорта товаров в Россию.

Не исключаю и такой, кажущейся сейчас утопической, возможности обслуживания российских клиентов в порту Кунда, поживем - увидим. Развитие экономики в России и в то же время относительно нестабильные внутриполитические отношения только подтверждают, что услуги логистики Балтийских стран будут востребованы еще очень долго.

Пока приходится рассчитывать только на здравый смысл и коллективный разум, чтобы чрезмерное урегулирование повседневной работы в рамках свободной торговли и международного рынка транспортных услуг ЕС не доводило ситуацию до абсурда. Привлекательность Эстонии для европейских инвестиций в развитие промышленности будет снижаться из-за удорожания местной рабочей силы и просто ее нехватки. Придется нам доказывать свою жизнеспособность, используя географическое положение страны на перекрестке торговых путей.

А там недалек тот час, когда перенаселенная Европа по достоинству оценит главный козырь Эстонии - вокруг много свободного пространства для жизни в довольно-таки цивилизованной и спокойной стране.

А благополучие в соседних странах только подтвердит старую эстонскую поговорку: "Если сосед живет хорошо, то и мне будет хорошо!"

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости