1
1

Перевозчики готовятся к битве с пришельцами

Отечественные компании, работающие в сфере транспортной логистики и экспедирования, могут не выдержать конкуренции с зарубежными коллегами, которые выйдут на российский рынок.

Потенциальный объем лишь одного сегмента российской транспортной логистики - рынка терминальных услуг - министр транспорта России Игорь Левитин на прошедшем недавно в Германии логистическом форуме "Люди. Сети. Технологии" оценил в 60 млрд. евро. Общий объем российского рынка транспортно-логистических услуг экспертное сообщество оценивает более чем в 100 млрд. евро.

За куски этого "пирога" нашим компаниям предстоит нелегкая борьба с зарубежными коллегами. Вице-президент Союза транспортников России Валерий Шайкин отметил, что неспособность наших экспедиторов обеспечить требования отечественных и иностранных грузоотправителей связана с проблемами правового характера: таможенное, налоговое и тарифное законодательство РФ не соответствует мировым стандартам.

"Давно созрели условия для применения и на территории России транспортных документов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), которые широко используются другими странами в мультимодальных перевозках. К сожалению, в недавно утвержденных Правительством РФ Правилах транспортно-экспедиционной деятельности этот вопрос в очередной раз не нашел своего разрешения", - отметил он.

"Россия, - сказал генеральный директор консалтинговой компании "КИА Центр" Николай Титюхин, - прошла только первый этап создания транспортного и экспедиторского законодательства, и есть смысл взглянуть на законы за рубежом: как оперативно меняется там правовая база в соответствии с переменой ситуации на рынке и в экономике?"

В германском законодательстве, привел он пример, существуют пункты, позволяющие использовать услугу контрактной логистики, когда грузовладелец отдает в управление логистического провайдера запасы, которые находятся в цепочке поставок, а также заказы на формирование поставок. "Это можно назвать примером правового обоснования аутсорсинга в сфере логистики. В этой услуге сегодня очень заинтересованы промышленные холдинги и торговые сети. И хотя тенденция эта относительно нова, в Германии законодательство оперативно отреагировало на этот запрос. Нам также надо научиться умению быстро откликаться на требования постоянно меняющейся ситуации", - подчеркнул он.

Слабость отечественной правовой базы приводит к тому, что иностранные компании успешно захватывают российский рынок транспортно-логистических услуг. Валерий Шайкин сказал "Гудку", что они уже доминируют в том его сегменте, который обслуживает международные грузоперевозки - экспортно-импортные и транзит по территории России.

Заместитель директора Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса (НЦКТП) Александр Неснов пояснил, что основные конкурентные преимущества иностранных логистических операторов реализуются главным образом при организации товаропотока в международном сообщении. На них работают известность бренда на мировом рынке, надежность, качество и ассортимент предоставляемых услуг, опыт сотрудничества с ведущими мировыми производителями.

Александр Неснов обратил внимание на то, что российские компании могут иметь значительные конкурентные преимущества во внутрироссийских перевозках, экспортно-импортных перевозках в сообщении со странами СНГ и на ряде других направлений: они лучше знают отечественный рынок, быстро адаптируются к изменениям, у них налажены связи с отечественными производителями и потребителями импортной продукции.

Для повышения конкурентоспособности отечественного транспортно-логистического и экспедиторского бизнеса должны быть, считает Александр Неснов, необходимы действия государства, стимулирующие создание интегрированной системы транспортно-логистических объектов как составной части инфраструктуры общего пользования. И на федеральном уровне первые шаги уже сделаны. По заказу Минтранса России НЦКТП разрабатывается Концепция формирования сети мультимодальных транспортно-логистических центров, которая затем должна быть трансформирована в планы конкретных мероприятий. В рамках подпрограммы "Экспорт транспортных услуг" ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" предполагается на первом этапе разработка проектов создания таких центров в Новороссийске, Екатеринбурге и Приморье.

Россия, заметил Александр Неснов, продвигает эти идеи и на международном уровне. В 2006 году по заказу Исполкома ЕврАзЭС НЦКТП совместно с научными организациями Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана разрабатывает Концепцию формирования Единого транспортного пространства стран - членов ЕврАзЭС, на основе которой в 2007 году предполагается разработка межгосударственной программы.

По его мнению, в создании транспортно-логистической инфраструктуры весьма велика роль региональных органов исполнительной власти. Основные точки приложения сил региональных администраций - вопросы землеотвода, создание благоприятных экономических и правовых условий, инфраструктурное обеспечение.

Еще одним важным конкурентным преимуществом транспортно-логистических комплексов, создаваемых отечественными компаниями, должна стать, сказал Александр Неснов, их интеграция с производственной сферой по типу "грузовых деревень" в Европе.

Валерий Шайкин отметил и то, что в Западной Европе и США государства активно влияют на "свободные рыночные отношения" путем законодательного закрепления значительной части внешнеторговой грузовой базы за национальными перевозчиками и экспедиторами. Например, сказал он, в США, при проведении тендеров на перевозку грузов по госзаказам не менее 50% объема перевозок таких грузов должны быть выполнены "под национальным флагом".

Еще более жесткий протекционизм в Японии, на территории которой запрещено открытие филиалов иностранных транспортно-экспедиторских компаний без участия японских экспедиторов.

Здесь, однако, сказал Валерий Шайкин, следует соблюдать баланс потребностей в экспортных перевозках и возможностью их удовлетворения национальным тоннажем. Например, экспортера зерна с отгрузкой в одном из портов на Дону при нехватке судов под российским флагом устроил бы фрахт какого-нибудь "иностранца".

"Если первая десятка европейских логистических провайдеров оперирует оборотами от 1,5 млрд до 6 млрд евро в год, то российские экспедиторы имеют оборот максимум около $200 млн. И это лидеры рынка. А это означает, что сегодня наступает эра кооперации и слияний, если мы хотим, чтобы российские компании были конкурентоспособными", - отметил Николай Титюхин.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости