ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ (на примере Тюменской области)

Место Тюменской области среди субъектов РФ по потреблению продуктов питания на душу населения. Единая система материально-технического снабжения и сбыта продукции продовольственных отраслей республик СССР в процессе рыночных реформ была ликвидирована, а стихийно возникшие в регионах рынки продовольствия имеют ряд серьезных недостатков. К числу последних относятся дезинтеграция всех звеньев АПК, резкое сокращение инвестиций, рост издержек производства и обращения, сокращение платежеспособного спроса предприятий перерабатывающей промышленности и населения на отечественное сельскохозяйственное сырье и продовольствие, нерегулируемый импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, диспаритет цен и т.п. Разумеется, все это вызвало снижение уровня и качества потребления населением продуктов питания, сокращение потребления отечественных и увеличение импортных товаров. В результате дороговизны продуктов средняя семья тратит более половины своих доходов на питание.

Так, по уровню питания на душу населения Россия опустилась с 7 на 71 место в мире. Несмотря на высокие среднедушевые доходы, Тюменская область по потреблению мяса, молока и других важнейших продуктов питания отстает от средних показателей по России (табл. 1). Занимая второе место по уровню доходов на душу населения в стране, область занимает среди регионов 68-е место по потреблению мяса и мясопродуктов (37 кг), 65-е - молока и молочных продуктов (158 кг), 67-е -овощей и бахчевых культур (62 кг), 64-е - сахара (29 кг), 53-е - растительного масла (8,6 кг) , 49-е - картофеля (114 кг), 33-е - хлебных продуктов (123 кг), 43-е - по потреблению яиц (212 штук). Причем по отмеченным продуктам душевое потребление в Тюменской области значительно ниже, чем в целом по России, в 2 с лишним раза ниже дореформенного уровня и намного меньше рациональных норм потребления.

Доля импорта продовольствия в России приближается к 50%, в мегаполисах и крупных городах еще выше - 60-80%. По результатам проверки Госторгинспекции в 2000 году было забраковано 53,5% импортного мяса, 81 - молочных консервов, 60 -колбас и копченостей , 56% - рыбных консервов. Заметим, при низких закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию розничные цены на продукты питания на многих рынках очень высоки, что обусловлено монополией посреднических структур, многозвенностью и непрозрачностью каналов товародвижения. Для решения проблемы устойчивого обеспечения населения качественными продуктами питания, включая Тюменскую область, во многих регионах России создаются системы оптовых продовольственных рынков (ОПР), в состав которых входят государственные, общественные и коммерческие структуры и инфраструктуры (предприятия, организации, ассоциации), осуществляющие и обеспечивающие цивилизованную рыночную оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

Стратегия развития ОПР. Как известно, в Основных направлениях агропродовольственной политики Российской Федерации до 2010 года предусмотрено: разблокирование рыночных барьеров, обеспечение прозрачности движения товаров; внешнеторговое регулирование, ориентированное на эффективную интеграцию в мировой продовольственный рынок; разработка механизмов, обеспечивающих формирование организованных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия; совершенствование контроля качества; расширение государственной системы рыночной информации и консультирования.

Для Тюменской области решение этих задач является чрезвычайно актуальным в силу создавшегося разрыва между доходами населения на душу населения (второе место после г. Москвы) и низким реальным потреблением на душу населения основных продуктов питания. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что к формированию системы ОПР в нашем регионе приступили с большим опозданием. Лишь в 2002 году по заказу администрации нашей области выполнен проект "Стратегия развития продовольственного рынка Тюменской области" и разработана областная целевая программа "Возрождение и развитие региональной Никольской ярмарки в г. Ишиме". Проектом предусматривается создание оптово-распределительной сети холдинговой компании "Сибинтел" , снижение цен в ее региональных распределительных центрах в гг. Сургуте, Ноябрьске, Новом Уренгое, Нижневартовске за счет исключения посреднических наценок на 20%. В программе намечается расширение оптовой торговли продовольственными и промышленными товарами за счет укрепления связей севера Тюменской области с югом и соседними областями Казахстана.

В настоящее время в соответствии с постановлением губернатора Тюменской области от 16 июля 2003 года N 242 разрабатывается долгосрочная программа развития системы оптовых продовольственных рынков на период до 2010 года. Она преследует цель стимулирования производства и переработки сельскохозяйственной продукции на юге Тюменской области на основе формирования эффективного рыночного механизма взаимной заинтересованности производителей, оптовых торговцев и потребителей путем установления хозяйственных связей, регулирования производства, заготовок (закупок) и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия для удовлетворения текущего и потенциального потребительского спроса населения всех трех субъектов Федерации Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.

Перед системой ОПР Тюменской области поставлены следующие задачи:

-обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;

- предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности устойчивого выхода на цивилизованный и конкурентный (немонополизированный) рынок;

-обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

-организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения;

-повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны;

-обеспечение концентрации конкретных потребительских товаров в конкретном месте;

-упрощение и ускорение процесса движения товара к конечному потребителю;

- ускорение и упрощение взаиморасчетов и платежей;

- формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельскохозяйственными производителями и потребителями;

- обеспечение объективной информацией о спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие и ее передача соответствующим оптовым поставщикам и потребителям.

Основные каналы движения сельхозпродукции. В процессе исследований организации снабжения населения продуктами питания нами определены основные каналы их движения и оценены их объемы (доля) в общем товарообороте основных продовольственных товаров (рис. 1 и табл. 2).

Потоки товаров и денег при обмене:

1- Покупка продуктов населением на неорганизованном рынке;

2- Покупка продуктов населением в розничной сети;

3- Закупка продуктов предприятиями розничной торговли у перерабатывающих предприятий;

4- Закупка продуктов предприятиями розничной торговли у сельскохозяйственных предприятий;

5- Закупка продуктов предприятиями розничной торговли на оптовом

рынке;

6- Закупка сырья перерабатывающими предприятиями у сельскохозяйственных предприятий;

7- Закупка продуктов предприятиями оптовой торговли у сельскохозяйственных предприятий;

8- Закупка продуктов посредниками у сельскохозяйственных предприятий;

9- Закупка продуктов предприятиями оптовой торговли у перерабатывающих предприятий;

10- Закупка сырья перерабатывающими предприятиями на оптовом рынке;

11- Закупка сырья перерабатывающими предприятиями по импорту;

12- Закупка продуктов посредниками по импорту;

13- Закупка продуктов предприятиями оптовой торговли по импорту.

В соответствии с указанной схемой можно выделить следующие каналы снабжения и примерные розничные цены. Для этого примем цены производства (закупочные) за 1,0, импортные оптовые цены - 0,8, добавку к цене у перерерабатывающих предприятий - 0,3, а наценку в каждом звене посредников - 0,15. Расчет розничных цен при различных каналах снабжения приведен в таблице 2.Самый дешевый канал [2-4], когда сами сельхозпроизводители продают в розничной торговле на рынках свою продукцию. В этом случае торговая наценка не превышает 15%. Но возможности канала ограничены пригородными районами и крупными товаропроизводителями ряда важнейших товаров (яйца, мясо птицы, свежие овощи закрытого грунта и т.д.), его доля в снабжении населения Тюменской области не превышает 10%. Мелкие и средние производители не имеют возможности организовать такие связи из- за высоких трансакционных издержек при небольших объемах продаж и из-за монополизации большинства рынков крупными или теневыми структурами.

Самый большой по объемам продаж (около 30 %)- это канал 2-5-9-6 (по схеме сельхозпроизводитель -перерабатывающее предприятие -оптовый торговец -рынок розничной торговли). Хотя он является относительно дорогим, но гарантирует качество продукции для покупателя, доходы государству и продовольственную безопасность страны. Это схема цивилизованного продовольственного рынка, преобладающая в развитых странах. Благодаря своей прозрачности она позволяет обоснованно оказывать государственную поддержку в любом звене продовольственного конвейера в соответствии с целями и задачами рыночной экономики.

Самым дорогим для покупателя и невыгодным для производителя является неорганизованный рынок по схеме товародвижения 1-8, когда посредники скупают дешево продукцию у производителей и перепродают ее другим. Эта схема товародвижения непрозрачна. По оценкам специалистов, такой канал занимает около 10 % товарооборота продовольственных товаров Тюменской области. По сути он является теневым, и его, как правило, характеризует полное отсутствие гарантии качества и сокрытие доходов от налогообложения.

Организация системы оптовых продовольственных рынков позволит свести до минимума такую организацию снабжения населения области и принять меры господдержки для повышения конкурентоспособности продукции местных сельхозтоваропроизводителей в их борьбе на рынке с импортной продукцией (каналы 1-12, 2-5-13).

Что касается участия оптовых рынков в закупке импортной продукции, то это и самый дешевый способ снабжения населения (6%-ная торговая наценка вместо 40% у посредников) и самый надежный в смысле гарантии качества и безопасности продукции. Выбор схемы движения товаров является основой успешной работы, особенно на рынке севера области.

Организационной основой системы ОПР в продвижении местной продукции к покупателям на северный продовольственный рынок без посредников служит ОАО "Региональный оптовый продовольственный рынок Тюмень-Пыть-Яхпродсервис" , созданный товаропроизводителями юга Тюменской области. Эта товаропроводящая система, по расчетам специалистов, может стабильно обеспечивать население области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов высококачественными продуктами питания местного производства. Она предоставляет торговые места предприятиям малого и среднего бизнеса, обеспечивает их маркетинговыми и информационными данными.

Межрегиональная товаропроводящая система. В условиях концентрации значительных объемов и номенклатуры продовольственных товаров в рамках межрегиональной товаропроводящей системы (МТС) и региональных оптовых продовольственных рынков (РОПР) важной задачей является защита потребительского рынка от проникновения туда фальсифицированной, некачественной и опасной для здоровья человека продукции путем создания независимых служб качества, а также обеспечение прозрачности торгово-финансовых сделок путем создания в РОПР единых расчетно- кассовых центров (РКЦ).

Использование современных информационных систем поможет создавать новые и совершенствовать действующие рыночные инфраструктуры, успешно проводить конкурсы, ярмарки, выставки, биржевые торги (в т.ч. электронные), заключать форвардные контракты и т.д.

Создание МТС характерно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые, в отличие от крупных, не имеют экономической возможности организовывать собственные центры маркетинга и сбыта, специализированные транспортные предприятия, информационные системы и другие элементы инфраструктуры продовольственного рынка.

МТС может быть образована в форме открытого акционерного общества и создаваться за счет привлеченных средств товаропроизводителей и оптово-розничных систем (предприятий малого и среднего бизнеса).

Важнейшим инструментом МТС являются распределительные центры. Они создаются в целях концентрации товаров и формирования широкого ассортимента продукции от товаропроизводителей к оптово-розничной торговле. Распределительные центры являются местом получения отечественной продукции по всему спектру продовольственных товаров, поставляемых на основе заключенных на биржевых торгах форвардных контрактов. Региональные поставщики-товаропроизводители имеют возможность продавать и поставлять, а оптово-розничная сеть - закупать и получать товары на условиях франко/распределитель РОПР. Доставку товаров осуществляют сами товаропроизводители, а цены формируются на условиях франко/склад РОПР.

В рамках МТС заключаются контракты на мелкие партии разных видов продукции с поставкой их в разные сроки. На межрегиональных биржевых торгах мелкие партии объединяются в пулы-лоты, которые соответствуют объемам биржевой оптовой торговли. Региональные товаропроизводители доставляют крупные партии продукции на биржевой распределительный центр, где оптово-розничная сеть по согласованному графику получает мелкие партии заказанных товаров в соответствующем ассортименте на основе заключенных заранее форвардных контрактов.

Распределительный центр, как правило, представляет собой вновь созданное складское помещение, специализированное по видам хранения разных видов сельхозпродукции и продовольствия, либо созданное на свободных площадях существующих региональных продовольственных баз и отобранных по конкурсу в соответствии с перечнем товаров, необходимых потребительскому рынку.

Распределительные центры обеспечивают поставки, перевалочное хранение и выдачу товаров, закупленных оптово-розничной сетью по биржевым форвардным контрактам. Деятельность распределительных центров осуществляется на основе договора РОПР с оптовыми покупателями.

Логистика МТС может быть достаточно гибкой и должна соответствовать запросам всех участников. Например, одним покупателям выгодно перевозить товары на своем транспорте, другим - доставлять ее по согласованному графику через распределительные центры.

В рамках МТС покупатели смогут выставлять заявки на закупку продукции и совершать сделки, участвуя в ежемесячных торгах, на межрегиональных селекторных торгах, на публичной торговой площадке РОПР в сети Интернет при помощи удаленных компьютерных терминалов.

Структура и механизм проведения биржевых торгов на площадках региональных оптовых продовольственных рынков должна быть объединена единой сетью и связана с базой производства и накопления продукции.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 18 ФЗ N2384-1) на торгах в МТС должны приниматься меры по контролю за ценообразованием в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов для воздействия на цены.

В целях обеспечения безопасности реализуемых здесь товаров должен быть организован контроль за качеством продукции, допускаемой на биржевые торги.

Инфраструктура межрегиональной товаропроводящей системы включает:

1) распределительные центры (региональные оптовые продовольственные рынки);

2) межрегиональные биржевые торги;

3) информационно-маркетинговый центр;

4) расчетную палату (единый расчетно-кассовый центр, уполномоченный банк);

5) центр оперативного контроля за качеством и безопасностью продукции;

6) арбитражную комиссию;

7) обслуживающую транспортную инфраструктуру.

Управление МТС осуществляет координационный совет по продовольственной безопасности при губернаторе Тюменской области с привлечением заинтересованных областных и федеральных органов.

Финансовое обеспечение закупок. Важнейшим инструментом поддержки получателей (покупателей) товаров при заключении межрегиональных сделок наравне с действующим в области субсидированием товаропроизводителей может быть новая форма финансового обеспечения закупок продукции в рамках субсидированного кредита с выплатой из бюджета региона по месту нахождения оптовика 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В этих целях для гарантированного широкого ассортимента товаров и обеспечения расчетов по заранее заключенным в рамках МТС форвардным контрактам оптовые системы могут открыть в расчетном центре РОПР специальные счета. Оптовые системы оплачивают часть контрактной стоимости закупаемых на биржевых торгах товаров. Окончательный расчет производится в сроки, установленные сторонами сделки после получения товара. Продавец-товаропроизводитель может также открыть специальный счет в расчетном центре РОПР для взаиморасчетов по форвардным контрактам и оплатить при заключении сделки часть стоимости поставляемого товара.

В этом случае механизм расчетов, созданный биржей и расчетным центром на основе специального договора, выполняет функцию нейтрального счета, на котором находятся денежные средства сторон каждой биржевой сделки. Перечисленные в качестве задатка (залога) они подтверждают намерения партнеров по выполнению обязательств в соответствии с заключенными контрактами.

При таком подходе продавец и покупатель получают гарантию оплаты и поставки товара в назначенный срок по конкретной базисной цене, указанного качества и объема. Межрегиональная товаропроводящая система, в рамках которой заключаются сделки, осуществляет поставки и взаиморасчеты, позволяющие использовать разные формы финансовой поддержки малых предприятий, как закупающих, так и поставляющих товары на северный рынок, в частности, предоставление гарантий по сделкам, "короткое" кредитование торговых операций (так называемый "короткий хедж"), безопасное резервирование задатков и предоплат и т.п.

В соответствии с действующим законодательством для разрешения споров по заключаемым сделкам на

биржевых торгах в рамках МТС создается арбитражная комиссия, которая осуществляет примирение сторон и иные функции третейского суда.

Таким образом, создание оптовой межрегиональной товаропроводящей системы будет способствовать улучшению снабжения населения продуктами питания по оптимальным ценам, повышению качества продуктов питания, пополнению государственных бюджетов и внебюджетных фондов за счет увеличения товарооборота и повышения собираемости налогов, а также оптимизации ценообразования на потребительском рынке.

Графический материал:

Таблица 1 Потребление продуктов питания на душу населения в год в Тюменской области и других регионах, кг

Таблица 2 Расчет розничной цены при различных каналах снабжения населения

Рис. 1 Схема потоков движения сельскохозяйственной продукции и продовольствия по снабжению населения (домашних хозяйств).

Рис. 2. Схема взаимодействия участников в межрегиональной товаропроводящей системе Тюменской области

Материалы доступны в бумажной версии издания

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости