1
1

ЛОГИСТИКА УЧИТ НЕМЕЦКИЙ

Российская Евро-Азиатская логистическая ассоциация (ЕАЛА) и Федеральный союз немецких логистических компаний подписали меморандум, предусматривающий взаимную поддержку российских и германских проектов в сфере транспорта. При развитии российской сети логистических терминалов будет использован опыт Германии.

Немцев манит российская глубинка

На состоявшейся в Москве российско-германской конференции и выставке "Возможности и тенденции развития рынка логистических услуг в Российской Федерации" президент ЕАЛА России Николай Титюхин отметил, что германский логистический опыт имеет ряд принципиальных отличий в сравнении с российской практикой. В России логистическими центрами управляют, как правило, частные специализированные компании. Они имеют высокие профессиональные навыки, но не всегда могут обеспечить должный уровень коммуникации с представителями местной власти.

"Устранить проблему недопонимания между властями и бизнесом могут управляющие компании, построенные на долевом участии регионов и частных логистических фирм. Добиться такого результата позволит наличие у всех заинтересованных сторон равных возможностей влияния на характер принимаемых управляющей компанией решений", - подчеркнул Николай Титюхин.

Привлекательным фактором в немецкой модели, добавил он, является активное участие государственного сектора как в фазе планирования, так и фазе реализации про ектов развития логистического центра. Успешная реализация германской модели развития логистических центров становится особенно важной в свете наметившейся тенденции расширения рынка их услуг из центра страны в регионы. Это связано с опасностью смещения акцента на рост объемов услуг с низкой добавленной стоимостью, например транспортировки. Наличие сети терминальных комплексов позволит не только осуществлять перевозки, но и предлагать полный комплекс экспедиторских услуг. Это подразумевает доставку товаров по схеме "от двери до двери", широкий ассортимент услуг по его терминальной обработке и предоставление клиентам индивидуальных сервисов, рассчитанных в соответствии с их потребностями. При таком подходе доля добавленной стоимости значительно возрастает. Соответственно, растут и доходы государства, которое получает возможность способствовать развитию логистических сетей в том направлении, которое оптимально относительно потребностей экономики в целом.

"По причине быстрой окупаемости инвестиций в логистическую инфраструктуру, порядка 3-5 лет, в наиболее развитых российских регионах, таких как Подмосковье и Ленинградская область, наблюдаются очень высокие цены на аренду терминальных и складских площадей. Аренда одного квадратного метра в терминале класса А в этих регионах составляет примерно $130 -150. Это выше в три раза, чем в Берлине, Праге, Варшаве", - сказал Николай Титюхин.

С мнением Николая Титюхина о высокой привлекательности российского логистического рынка согласился и представитель немецкой консалтинговой компании Ronald Berger Андреас Бауэр. Он подчеркнул, что все большее количество западных продавцов фирменных товаров и ритейлеров "вскакивают в поезд, идущий на восток".

"В качестве примера можно привести гамбургский концерн ОТТО, который заявил о создании совместного предприятия для российского рынка с компанией РРЕ Group в Москве. При этом в рамках СП должно создаться отдельное логистическое предприятие. Также многие компании выходят на российский рынок за счет приобретения уже существующих местных фирм. Одновременно с этим германские и другие зарубежные компании форсируют создание в России своих собственных организаций, чтобы их традиционные клиенты смогли воспользоваться привычным для них спектром услуг сразу по прибытии в Россию. Например, компания Quehenberger Logistik, являющаяся дочерней компанией концерна Thiel AG, недавно открыла на Юге России три свои новые базы", - сказал Андреас Бауэр.

Представитель компании Rheus Revival Дитер Мауритц отметил, что к семи имеющимся филиалам фирмы - в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Смоленске, Тольятти, Екатеринбурге и Челябинске - в ноябре прошлого года добавился нижегородский филиал.

"Сотрудничество с российскими партнерами лучше, чем слухи о них. В этом году мы планируем открытие очередного нашего филиала на Юге России", - добавил Дитер Мауритц.

Нанимай и мотивируй

Андреас Бауэр отметил, что сложности в логистике в России связаны и с недостаточным развитием инфраструктуры, способной обеспечить использование оптимальных схем интермодальной доставки грузов. Требуются мощные и широко разветвленные дорожные сети для перевозок мелких партий товаров с современными перегрузочными терминалами, работающими по системе Cross-Docking, позволяющей минимизировать нахождение товара на складе. К строительству таких терминалов в России местные экспедиторские компании и их зарубежные коллеги только начинают приступать.

Еще одной проблемой Андреас Бауэр назвал дефицит надежных, работающих с современными информационными технологиями складских услуг.

"Стандарты в организации процессов и контроль качества должны быть разработаны с нуля. Сейчас в России особым спросом пользуются автоматизированные системы с многочисленными сканирующими устройствами, которые должны давать работникам склада точные указания, контролировать их и не допускать принятия ими самовольных решений", - отметил он.

Он добавил, что сейчас на московских терминалах отношения с работниками строятся по принципу "нанимай и увольняй". Особенно это касается многочисленных работников из республик СНГ, которые зачастую трудятся на объектах нелегально. У таких работников уровень мотивации и идентификации себя с компанией отсутствует.

"Качественные услуги значительно лучше предоставляются компаниями с мотивированными работниками. Поэтому тот, кто хочет эффективно работать в России, должен прежде всего инвестировать в верность компании и мотивированность своих сотрудников", - отметил он.

Учиться партнерству

Председатель совета компании Deutsche GVZ-Gesellschaft mbH Рюдигер Хаге в ходе конференции выделил такую особенность немецкой модели развития сети логистических центров, как сильная государственная поддержка инициатив бизнеса на всех уровнях власти, когда участие государственного сектора основывается на федеральных законах и законах федеральных земель. Участие федерального бюджета в финансировании инвестиций реализуется через "Немецкие железные дороги". Он выделил также широкую практику выделения дотаций бюджетам федеральных земель, целевого дотирования и кредитования по конкретным инвестициям и то, что финансовую поддержку по инвестициям в логистические центры оказывают как федеральные земли, так и местное самоуправление.

Рюдигер Хаге отметил, что в Германии жестко определены функции компании, инициирующей создание логистического центра. В сферу ее компетенции входят разработка программы строительства логистического центра и документации, привлечение инвесторов и финансовых средств, покупка и освоение земельных участков, надзор над строительством логистического центра.

"Логистические центры в Германии управляются через наблюдательные органы, которые создаются различными компаниями - участниками проекта, такими как инвесторы или инвестиционные консорциумы, компании по развитию, муниципалитетами, профильными ассоциациями и союзами", - сказал в заключение он.

Старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус в своем выступлении на конференции отметил, что компания имеет обширные планы развития международного сотрудничества в сфере логистики. Он подчеркнул, что дальнейшее развитие бизнеса РЖД будет осуществляться с увязкой в единую логистическую цепочку работы железных дорог, морских перевозчиков, а также портовых и сухопутных терминалов. Это позволит предоставить клиентам РЖД комплексную сквозную логистическую услугу.

Он подчеркнул, что в рамках сквозной услуги вознаграждение, получаемое РЖД за одну и ту же единицу пробега, в несколько раз меньше, чем у европейских железнодорожных компаний.

"Если говорить о построении эффективной логистической цепочки, надо научиться получать прибыль в единой норме на единицу издержек. Поэтому создание сквозного оператора для организации транзитных перевозок является очень важной задачей, стоящей перед нашей компанией", - добавил старший вице-президент РЖД.

Борис Лапидус подчеркнул, что в ближайшее время начнет свою деятельность четырехсторонняя компания с участием РЖД, а также железных дорог Белоруссии, Польши и Германии. Таким образом, будет создана оптимальная железнодорожная транспортная цепочка между Западной Европой и Россией. Он добавил, что совместно с РЖД и "Немецкими железными дорогами" в создании логистической компании изъявили желание принять участку "Китайские железные дороги".

ФОТО:

- Эксперты Германии считают, что на российских терминалах не хватает квалифицированного персонала

ФОТО Павла Горбатько

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости