ПЕРЕВОЗЧИКИ И ОПТОВИКИ - ВНЕ ИГРЫ

ECR затрагивает интересы не только производителей и ритейлеров, но и других компаний, являющихся звеньями цепочки поставок, - перевозчиков, оптовиков, дистрибуторов и логистических операторов. Им приходится расширять круг своих функций и инвестировать во внедрение электронного взаимодействия.

По словам руководителя группы компаний "Русская логистическая служба" Кирилла Власова, с внедрением ECR ритейлеры начинают предъявлять логистическому оператору более жесткие требования: например, товар должен поставляться в магазин в строго определенное время, не позже, но и не раньше. При этом производители товара заинтересованы в том, чтобы получать от логистического оператора информацию о продажах, говорит генеральный директор консалтинговой компании "Киа-центр" Николай Титюхин. По словам эксперта, внедрение ECR будет способствовать росту аутсорсинга, поскольку это единый язык управления цепочкой поставок, понятный всем участникам цепочки.

В рамках ECR компании работают над тем, чтобы обмен информацией шел по стандартному протоколу и в едином формате. Причем в этом формате, по словам Титюхина, может быть убрана вся информация, которая не нужна аутсорсеру. Например, если это логистический оператор, убрана цена товара, а присутствует информация об объеме, артикуле и т. д. Таким образом, опасения компаний, что информация попадет к конкуренту, становятся практически необоснованными.

Также ECR меняет и функции дистрибуторов. Сегодня дистрибуторы все чаще часто берут на себя функции логистического оператора, и тогда функции управления издержками ложатся на них, говорит Титюхин. В качестве примера, требующего оптимизации логистических издержек, эксперт привел российский рынок FMCG: от производителя до полки магазина товар может проходить через несколько посредников, которые не создают добавочной стоимости, говорит эксперт.По его словам, сегодня в московских магазинах издержки от распределения в цене товара составляют 25%, из них 11, 4% - логистические издержки оптовиков. Кроме того, 7-10% цены товара составляют издержки на транспорт, 6-8% - на складирование, 6-8% заморожено в запасах, 5-7% - на административное управление. Сократить логистические издержки оптовиков можно, если оптовик возьмет на себя функции дистрибутора.

Также развитие рынка и внедрение ECR повышает требования к складскому персоналу. "До сих пор складских операторов не интересовало содержимое упаковок, а интересовал объем, - говорит Титюхин. - Сегодня складские операторы предоставляют услуги сортировки, упаковки, формирования заказа, который напрямую поступает на полку магазина". По словам эксперта, сейчас необходимо, чтобы сотрудники склада обладали знанием товара. Если склад не оборудован системой считывания штрихкода, оператор вынужден переписывать цифры для формирования заказа. При этом, если он не знает, что означают эти цифры, возникают ошибки, и в комплект заказа вкладывается не тот товар. Например, комплектующие для компьютеров приходят в удаленный пункт назначения - скажем, Екатеринбург - в неправильном составе, в результате чего возникают дополнительные издержки на пересылку недостающих деталей.

По мнению Титюхина, конкуренция на российском логистическом рынке появится через три-пять лет, когда в страну придут Carrefour, WalMart, Metro в полном объеме (с форматами Mediamarkt, Real, Praktiker). И тогда в первую очередь пострадают мелкие перевозчики. Компании с двумя-тремя автомобилями не смогут предоставлять ритейлерам и производителям нужный уровень сервиса, и если они не объединятся, не смогут существовать дальше.

Сегодня, по словам Титюхина, логистическая инфраструктура в России крайне слабо развита, нет сети складов технологии cross-docking, позволяющих оперативно доставлять товар в магазины розничных сетей, и нет логистических операторов класса 3PL (third party logistics), организовывающих всю цепочку поставок для ритейлеров. Российские компании не обладают технологиями обслуживания торговых сетей, говорит Титюхин. Именно поэтому некоторые западные ритейлеры откладывают свой выход на российский рынок, говорит он.

"На сегодняшний день почти весь бизнес в России, я не говорю о крупном бизнесе, планирует рост от достигнутого, добавляя к предыдущему году 15-30%, - говорит Титюхин. - В зависимости от этого идет расчет складских площадей и всех мощностей компании". По его словам, российские компании должны научиться делать среднесрочное планирование - до трех лет - по грузопотоку. Выйти на уровень среднесрочного планирования может компания производитель или дистрибутор, которая уже хорошо автоматизирована, то есть имеет систему ERP (Enterprise Resource Planning - планирование и управление ресурсами предприятия, необходимыми для осуществления продаж, закупок и учета при выполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг) и всевозможные бизнес-приложения к этой системе. Для быстрого реагирования на спрос и изменение ситуации на рынке необходимо переходить на электронный документооборот: с внедрением автоматизации повышается производительность и уменьшается количество "человеческих" ошибок.

По словам Титюхина, одной из ключевых задач, решаемых ECR, является менеджмент конфликтов. Так, если ритейлер намерен расширить ассортимент, например заказывать йогурты не только с персиком, но и с яблоком, бизнес-приложения, разработанные с учетом принципов ECR, позволяют рассчитать, сколько складских площадей, мест в грузовиках и витрин в магазине под это необходимо выделить, а также за счет уменьшения доли какого товара это можно сделать.

Тем не менее, считает эксперт, ECR - логистическая концепция, а выстраивание логистики всегда требует больших ресурсов и больших инвестиций, поэтому для малых компаний ECR представляет ограниченный интерес. По мнению Титюхина, компания на каждом этапе своего развития должна взвешивать, насколько ей необходима автоматизация логистических процессов и насколько вложения будут оправданны.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости