Порты. Перемены в финских портах

10.04.2005

Мореплавание прямо или косвенно влияет на все, вовлеченные в мировую торговлю, страны. Финляндия в исключительной степени зависит от судоходных путей — около 85 % перевозок иностранной торговли осуществляется морским флотом. В государстве работают 102 коммерческих порта, 29 из которых являются членами Ассоциации портов Финляндии (Finnish Port Association, FPA).

Правительство Финляндии объявило о подготовке перечня основных транспортных объектов, предполагаемых к строительству и реконструкции на ближайшие годы. Цель нововведения — обратить внимание государства на инфраструктурные проекты, повышающие конкурентоспособность финской экономики. Среди намеченных мероприятий — реконструкция железных и автомобильных дорог к экспортным морским портам, углубление фарватеров и обустройство северных портов Рахе и Торнио.

Удачное географическое расположение — между Западом и Востоком Европы — значительно увеличило геополитическое значение страны. Выход на пять финских портов Ботнического залива — Коккола, Рахе, Оулу, Кеми и Торнио — открывает кратчайший путь в Швецию, Данию, Норвегию, Польшу, Германию, другие страны Балтийского и Северного морей.

Порты провели серьезную подготовительную работу на соответствие требованиям Кодекса ISPS. Хорошо обеспечена безопасность персонала.

Более того, в настоящее время выдвигаются новые требования к транспорту, заходящему в порты. Достаточно большое количество судов все еще не имеют сертификатов безопасности Кодекса ISSC.

Несмотря на относительно слабый экономический рост государства, объемы проходящих через финские порты грузов растут. В 2003 г., например, импорт вырос на 14,1 %, экспорт — на 0,7 %. В 2004 году объемы как импорта, так и экспорта выросли. Бум переживала транзитная торговля. Транзит, главным образом через Финляндию в Россию и страны СНГ, увеличился на 8 %.

Основную долю в перевозках в направлении из России в Финляндию составляют нефтепродукты — 29 %, лесные грузы — 27 % и уголь — 20 %.

Необходимо отметить, что для финских портов обслуживание транзита — не главное направление деятельности, что характерно для многих балтийских соседей. Некоторые финские порты, такие как Котка, Хамина, Ханко успешно финансируют развитие оборудования для транзитной торговли.

Самый большой поток контейнеров на Балтийском море обслуживают сейчас порты Хельсинки, Котки и Хамины. Они соединены с крупнейшими портами Европы многочисленными линиями контейнерных грузоперевозок и автомагистралью Е18 от Гамбурга. В трех крупнейших контейнерных портах страны обрабатывается около 600 тыс. TEU контейнеров, но мощности их загружены еще не полностью. Немаловажную роль в финском бизнесе контейнерных грузов играют стивидорная компания Steveco Oy, контролирующая большую часть этого грузопотока через порты Котка и Хамина, и государственная компания-оператор железнодорожных перевозок VR Cargo, обеспечивающая перевозки в Россию по три раза в неделю из трех крупнейших контейнерных портов.

В то же время, конкуренция растет. У европейских грузоотправителей широкий выбор — финские, российские или международные автоперевозчики, которые могут в течение суток доставить контейнеры в Санкт-Петербург или переправить в Москву.

Финские портовые сборы как таковые — не выше, чем в соседних странах. Однако в этой сфере существует постоянная конкуренция, так как порты Финляндии могут устанавливать свой собственный уровень сборов.

***

Порты

Развитие финских портов и сектора логистики находится на подъеме. Порты ориентированы на своих клиентов. Например, сейчас становится все более и более важным обеспечить возможность смешанных перевозок, оправданным видится вложение средств в оборудование, при помощи которого они будут осуществляться.

Конечно, по сравнению с крупными морскими контейнерными терминалами, финские порты являются и будут являться достаточно малыми.

Самые большие контейнерные суда все еще не могут ходить по Балтийскому морю. Для этих целей в качестве основных используются порты в Германии и в странах Бенилюкса. Так, в некотором смысле, можно считать Гамбург балтийским портом, расположенным, однако, на Северном море.

Несмотря на то, что финские и некоторые соседние порты невелики по сравнению с портами Шанхай, Гамбург, Роттердам и прочими гигантами, невозможно переоценить те объемы грузов, которые перевозятся по Балтийскому морю. Финские транспортные потоки на Балтийское море состоят из ежедневного проезда более чем 13000 грузовых автомобилей. Пропускная способность портов-членов Ассоциации балтийских портов составляет 400 млн. т грузов, 3,3 млн. контейнеров и 60 млн. пассажиров.

***

Хельсинки - столица и крупнейший порт

Порт Хельсинки — крупнейший порт общего назначения в Финляндии, специализируется на перевалке контейнерных грузов, их доля в грузообороте порта составляет более 80 %. Порт имеет регулярное прямое морское сообщение с портами Балтийского и Северного морей, а также с портами почти всех европейских стран. Доставка контейнеров в другие пункты назначения мира осуществляется в виде фидерных перевозок.

Кроме того, порт Хельсинки обслуживает около 8,5 млн. пассажиров ежегодно.

***

Турку расширяет спектр услуг

Более чем 4 млн. т грузов и свыше 4 млн. пассажиров обслуживает порт Турку ежегодно. Индивидуальный подход и гибкость в работе — главные черты эффективной деятельности.

Объем грузооборота порта постоянно увеличивается. За последние 6 месяцев наблюдался рост примерно на 2 %. Объемы грузовых перевозок возрастают несколько больше, чем пассажирских.

Ежедневно через порт проходит огромное количество тяжелого транспорта, в год это примерно 110 тыс. большегрузных машин. Обслуживание грузовиков — главная специализация порта, однако перевалка морских контейнеров не менее важная сфера деятельности, ежегодно обрабатывается около 30 тыс. контейнеров. Также в течение года через порт проходит около 70 тыс. легковых автомобилей.

Кроме того, Турку — единственный порт в Финляндии, который имеет гавань для железнодорожных паромов, что дает ему дополнительные преимущества. Есть возможность осуществлять рентабельные перевозки грузов на большие расстояния. Паромная гавань обеспечивает нужды отрасли и торговли всего государства.

Турку активно сотрудничает с портами регулярных линейных перевозок. Благодаря работе компании SeaWind Line и введению на линию судна Global Freighter возросли объемы грузоперевозок между Турку и Стокгольмом. Не так давно были добавлены два маршрута на Германию под операторством компании Power Line.

Постоянный рост объемов грузовых и пассажирских перевозок требует от администрации порта решительно вводить изменения. Достаточно быстро были сооружены навесы для грузов на причальной зоне общей площадью около 5000 кв. м. Еще 3000 кв. м находятся в стадии возведения. В данный момент принято решение о строительстве еще одной площадки с навесом для хранения грузов площадью 3000 кв. м.

Одной из главнейших проблем администрации порта является обеспечение безопасности пассажиров, клиентов, поставщиков товаров и услуг. Система контроля доступа работает на всех портовых операциях и предотвращает несанкционированное присутствие на территориях порта. Безопасность прохода фарватерами контролируется радиолокационной системой VTS (Vessel Traffic Service).

***

Котка — крупнейший экспортный порт

Котка — второй крупнейший порт Финляндии и самый крупный по экспорту грузов.

Одним из преимуществ Котки является близкое расположение города к столице. Дорога до Хельсинки занимает чуть больше часа. Несомненным преимуществом является также небольшое расстояние от России — до границы около 50 км. Через Котку товары идут, главным образом, в Россию и страны СНГ.

Еще одним преимуществом порта являются многосторонние международные контейнерные перевозки. Несколько крупных судоходных компаний обеспечивают работу около 20 направлений меду портом Котка и крупными портами континентальной Европы. Из этих портов налажены прочные связи с Северной Америкой и Азией.

Через порт экспортируется, главным образом, продукция деревообрабатывающей промышленности, импортируются контейнерные грузы с пунктами назначения в России. Кроме того, российская промышленная сельскохозяйственная продукция экспортируется через Котку в различные страны мира. Это крупнейший транзитный порт в Финляндии.

2004 год стал достаточно успешным, контейнерный грузооборот увеличился на 24%. За 2003 год через порт прошло 270000 контейнеров TEU, в 2004 — около 330000 TEU.

Строящийся в Котке контейнерный терминал по планируемой мощности - 500000 TEU — крупнейшая из новостроек региона. Такие объемы перегрузки будут достигнуты через 20-30 лет. Котка тогда станет самым большим в Финляндии контейнерным портом и обгонит по объемам нынешнего лидера — Хельсинки.

На новом терминале планируется обрабатывать в основном финские экспортные грузы, являющиеся, помимо транзита в Россию, главным источником доходов для терминалов стран Балтии. После осуществления полной запланированной модернизации порта, его ежегодная пропускная способность увеличится до 900000 TEU.

***

Новый 100-метровый причал в порту Рахе

Рахе — старый северный город Финляндии, основанный около 350 лет назад. В настоящее время всю производственную жизнь города и окрестностей обслуживает порт, являющийся одним из самых оживленных портов Финляндии. На территории порта действует самый крупный в Скандинавии сталелитейный завод "Раутаруукки".

Являясь портом, где возможно круглогодичное судоходство, Рахе играет значительную роль для всего региона северной Финляндии. Поэтому среди первоочередных задач порта — углубление акватории до навигационной глубины 10 м. Примерная стоимость этих работ — 30 млн. евро.

В настоящее время в порту завершается сооружение нового 100-метрового причала. Его общая стоимость составляет 1,5 млн. евро. Глубина у причала — 8 м.

Около 150 тыс. куб. м только пиломатериалов ежегодно экспортируется через Рахе. Однако клиенты постоянно интересуются дополнительными площадями для складирования. Поэтому был сделан заказ на устройство новых грузохранилищ площадью 3200 кв. м, которые будут размещены около нового причала.

***

Всепогодный терминал в Кокколе

Новый всепогодный терминал (All Weather Terminal, AWT) строится в Кокколе. На практике это означает, что судно, прибывшее в порт, заходит в крытый терминал, где будут выполняться погрузо-разгрузочные работы с использованием портального крана и перегружателей. Причальные краны оборудованы высокоточными приборами, что повысит точность и скорость грузообработки.

В мире существует лишь несколько аналогичных комплексов, и данный станет первым в Северных портах.

Введение в действие терминала позволит полностью исключить влияние погодных условий на погрузо-разгрузочные операции и качество обрабатываемого груза.

Администрация порта говорит о возможности обеспечить прохождение грузов своих клиентов через атмосферостойкую транспортную цепь — от крытых пакгаузов в крытый терминал грузообработки. В характерных для Финляндии суровых погодных условиях такие возможности достаточно ценны и привлекательны.

При разгрузке или погрузке судна грузовые трюмы размещаются в закрытом терминале, а надстройка остается снаружи. Максимальный дедвейт обслуживаемого судна 9500 тонн, максимальная осадка — 8 м.

***

Порт Оулу — в команде лидеров

Порт Оулу — одно из лидирующих предприятий в Ботническом заливе по обработке продуктов лесной промышленности и пакетированных грузов. Ежегодно гавани порта принимают около 500 судов.

Объем грузооборота порта равен 2,5 млн. т в год. В 2003 г. экспортные грузы составили 38 %, импортные — 62 % от общего количества. Самый главный экспортный товар — бумага. Две крупнейшие категории импортируемых товаров — жидкое топливо и сырьевые материалы, используемые в лесной промышленности.

В последние годы наблюдался значительный рост контейнерных перевозок. В общей сложности в 2003 году через порт прошло около 18 097 TEU.

фото: