- А товар-то подлинный? - недоверчиво спрашивала старушка продавца, рассматривая коробку конфет. - Смотри, сынок, не обмани, мне в больницу.
- Не сомневайся, бабушка, видишь, штрих-код на месте, - парировал продавец. Старушка уважительно изучила мудреные черточки с циферками и пошла себе, унося поддельную "Белочку". Штрих-коды появились на товарах уже тому лет пять, и все равно мало кто знает, что в них зашифровано, для чего это нужно и как этой информацией пользоваться.
Прежде всего, развеем несколько мифов, которые сложились вокруг штрих-кодов:
- это - не гарантия подлинности;
- там нет информации об экологической чистоте продукта;
- там нет также указания на цену.
А что же там есть?
В свое время оптовые торговцы и производители столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому -длинный сертификат, в котором расписано, где он сделан, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т. д.
Поэтому придумали всю эту информацию "утрамбовывать" в виде штрихов, которые потом считываются специальным лазерным кассовым аппаратом. Это значительно облегчило складские операции.
Посмотрите на рисунок. Перед вами - код, состоящий из 13 цифр (система EAN-13), - 5601721110013. Первые две цифры (56) - страна, следующие пять (01721) - код предприятия, другие пять (11001) - зашифрованные потребительские свойства (причем первая цифра из этих пяти скрывает имя товара, вторая - особенности его потребительских свойств, третья - массу, четвертая - состав, пятая - цвет) и последняя цифра - контрольная. Для чего она нужна - узнаем позднее.
Те, кто бывал в крупных супермаркетах, видели, как кассир, делая расчет, просто проносит товар, повернув его штрих-кодом вниз, над кассовым аппаратом, и на экране аппарата мгновенно выскакивает цена. Поэтому думают, "будто в штрих-коде заложена цена". На самом деле, конечно, в самом коде данных о цене нет. Ведь один и тот же товар в разных магазинах продается по разным ценам. Но, когда товар поступает в данный супермаркет, принимается решение, по какой цене его продавать, в компьютер заносятся данные о его штрих-коде и цене, так что кассовый аппарат распознает, с каким товаром он имеет дело, и высвечивает заложенную стоимость.
Рядовому покупателю с помощью первых двух-трех цифр кода легко определить, в какой стране сделан товар (см. таблицу). Но бывают недоразумения. Например, видят, что, согласно штрих-коду, товар сделан на Тайване, а буквами написано - Made in Germany. Покупатель начинает возмущаться - "подделка!" Может, и подделка. А может, эта фирма, хоть и производит товар в Германии, но штрих-код по каким-то причинам зарегистрировала на Тайване. Или на Тайване у нее филиал. Или она работает по тайваньской лицензии. Или это совместное германо-китайское предприятие. Или... Причин может быть много. Например, импортные йогурты, продающиеся в России, имеют российские штрих-коды. Западные производители пошли на это, чтобы пользоваться определенными льготами и легче продавать товар в России.
Некоторых покупателей смущает, если на штрих-коде - только собственно штрихи, а цифр нет. Это - также не признак подделки. Для лазерного кассового аппарата цифры вообще не имеют значения, и, если места на товаре мало, их не ставят.
Не нужно пытать продавца и в том случае, если штрих-код узкий или короткий, или вообще "какой-то не такой". Обычно так бывает на мелких по размеру товарах. ЮНИСКАН разрешает производителям таковых использовать сокращенные варианты кодировки.
Слышу, как читатели восклицают: получается, нам можно на штрих-код вообще не смотреть, там нет полезной для нас информации? Это не так - есть способ, хотя и трудоемкий, узнать, поддельный ли товар. Помните, мы говорили, что последняя цифра - контрольная? Итак, если нам крайне важно узнать, с чем мы имеем дело, нужно произвести следующие арифметические действия:
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях - в нашем примере 6+1+2+1+0+1 =11.
2. Сумму умножить на 3; 11x3 = 33.
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры: 5+0+7+1+1+0=14.
4. Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий: 33 + 14=47.
5. От результата отбросить первую цифру. Получится 7.
6. И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте: 10-7=3.
Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет - товар поддельный.
Алексей МОРОЗОВ.
***
Штрих-коды некоторых стран:
00 - 09 - США и Канада
30 - 37 - Франция
380 - Болгария
383 - Словения
385 - Хорватия
400 - 440 - Германия
460 - 469 - Россия, СНГ
4605 - Латвия
471 -Тайвань
489 - Гонконг
45, 49 - Япония
50 - Великобритания
520 - Греция
529 - Кипр
539 - Ирландия
54 - Бельгия и Люксембург
560 - Португалия
569 - Исландия
57 - Дания 590 - Польша
599 - Венгрия
600 - 601 - ЮАР
619 - Тунис
64 - Финляндия
690 - Китай
70 - Норвегия
729 - Израиль
73 - Швеция
740 - 745 - Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама
750 - Мексика
759 - Венесуэла
76 - Швейцария
770 - Колумбия
773 - Уругвай 775 - Перу
779 - Аргентина
780 - Чили
786 - Эквадор
789 - Бразилия
80 - 83 - Италия
84 - Испания
850 - Куба
859 - Чехия и Словакия
860 - Югославия
869 - Турция
87 - Нидерланды
880 - Южная Корея
885 - Таиланд
888 - Сингапур
90 - 91 - Новая Зеландия
955 - Малайзия