ГОСУДАРСТВО ОПЯТЬ "ЛЕЗЕТ В БУТЫЛКУ"

Очередные изменения правил игры на алкогольном рынке приведут к переделу собственности

В наступающем новом году многие бизнесмены сдвинут праздничные бокалы со смешанным чувством. Дело в том, что правила игры на алкогольном рынке с 1 января 2006 года меняются, и меняются очень существенно. Изменения коснулись в основном оптовой и розничной торговли алкогольными напитками, причем затрагивают они все звенья бизнес-цепочки - от крупных производителей до самых мелких розничных магазинов, в ассортименте которых есть алкогольная продукция. Новшества, которые заложены в новой редакции Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", комментирует начальник областного управления потребительского рынка, цен и услуг Вадим Сидорин.

ЧТО НОВОГО. С 7 января 2006 года отменяются специальные защитные меры и ликвидируются акцизные склады.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ. На территории Ивановской области сегодня действуют восемь акцизных складов, через которые проходит весь отечественный алкоголь. Рынок упорядочен, каждый склад имеет свою специализацию, сотрудничает с определенными производителями и выполняет свои функции: именно здесь проверяется качество каждой партии, наносится штрих-код, наклеивается региональная акцизная марка. Эти спецзащитные меры имели две цели. Первая - контроль за качеством. Ежегодно в области отбраковывалось около 0, 7% поступающего алкоголя. Таким образом, поставщики некачественного спиртного естественным образом вытеснялись с рынка. Так, у нас нет низкокачественной осетинской водки и других сомнительных напитков.

Вторая мера - наполнение бюджета. В 2004 году алкогольщики заплатили в областную казну почти 327 млн. рублей акцизов, на 2005-й запланировано поступление 400 млн. рублей. Акцизные склады платили не только акцизные платежи, но и налоги (в общей сложности участники алкогольного рынка области в прошлом году перечислили во все уровни бюджета более 1 млрд. рублей). Теперь акцизы будут платить только производители. Статус же производителей в Ивановской области имеют всего три предприятия: АО "Спирткомбинат "Петровский", АО "Шуйская водка" и торговый дом "Кубань". Что будет в 2006-м - теперь неизвестно.

В общем, вместо упорядоченности наступает хаос. Вместо акцизных складов по новому закону контроль за качеством возложен на органы Госсанэпиднадзора, Госторгинспекции, УВД. Однако всем очевидно, что их эпизодические проверки не смогут держать рынок "в узде" столь же эффективно, как система акцизных складов. Такое перекладывание ответственности за качество с производителя и оптового звена на розницу может больно ударить по конечному потребителю.

ЧТО НОВОГО. Получить лицензию на реализацию алкогольной продукции сможет лишь то предприятие, чей уставный фонд составляет от 10 тысяч до 1 миллиона рублей (конкретное значение устанавливает каждый субъект Федерации). Индивидуальные предприниматели исключаются из участия в розничной торговле алкогольными напитками крепче 15 градусов.

Уставный фонд оптовика должен составлять не менее Ю млн. рублей, производителя водки - не менее 50 млн. рублей.

Розничные продавцы больше не смогут брать у оптовиков продукцию на реализацию - ее можно будет получать только по предоплате.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ. Алкогольный рынок Ивановской области ожидает серьезный передел. Без дополнительных финансовых вливаний новым требованиям к размеру "уставника" не смогут соответствовать ни производители, ни оптовики, ни розничники. Если сейчас в регионе работает 24 предприятия оптовой торговли, то, по моим прикидкам, останется не более восьми. Какую "планку" установить розничным торговцам, будет решать Законодательное собрание области. Со своей стороны, мы проанализируем обстановку, проконсультируемся с руководством муниципальных образований и только после этого вынесем на обсуждение в ЗС свои предложения. Но даже если мы установим минимальный порог, думаю, число торгующих (сейчас их около 2 800) снизится примерно на четверть. Этому поспособствует и лишение частных предпринимателей права торговать алкоголем, и требование вносить за товар предоплату.

Кстати, увеличение уставного капитала приведет к тому, что алкогольные предприятия должны будут увеличить налоговые отчисления. Так что многие участники рынка сочтут этот бизнес непривлекательным.

ЧТО НОВОГО. Вводится обязательное декларирование розничных продаж алкоголя.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ. Раньше декларировали свой товар только оптовые предприятия. Для розничников это новшество означает увеличение и усложнение документооборота. С 2006 года надо будет фиксировать на специальных бланках, сколько, когда и какой продукции продано, по какой цене, а также - где и за сколько она куплена. Вводится специальная форма отчетности. Форму деклараций для розницы должен разработать субъект Федерации. В настоящее время управление потребительского рынка, цен и услуг вплотную занимается этим. Не сданная вовремя декларация может служить основанием для лишения лицензии.

Кстати, здесь возникает непраздный вопрос: а кто будет заниматься анализом этих деклараций, "состыковывать" опт и розницу, чтобы понимать, сколько и какого алкоголя завозится на территорию области, сколько реализуется и т.п.?

ЧТО НОВОГО. Вырастает стоимость лицензии. Производителю лицензия обойдется в 3 млн. рублей, оптовикам - в 250 тысяч (на весь период деятельности). На сколько больше "поплатится" розница - опять же решит субъект Федерации, который должен еще установить новый порядок лицензирования (сейчас стоимость лицензии составляет 1 тысячу рублей).

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ. Лицензии заново придется оформлять всем. Хотя бы потому, что те, кто хочет остаться на рынке, будут вынуждены увеличить уставный капитал до нужных размеров, а значит - перерегистрировать свое предприятие. Как минимум это дополнительные (и немалые) расходы. Как максимум - опять же тест на выживание. Для сравнения: лицензия на опт стоила 50 тысяч рублей в год.

Кроме того, с лицензированием розницы наверняка возникнут и финансовые сложности - ведь ни в областном, ни в муниципальном бюджетах средств на лицензирование не предусмотрено. По предварительным расчетам, на эти цели потребуется от 12 до 15 млн. рублей в год.

ЧТО НОВОГО. Каждый регион может самостоятельно принимать решение о том, чтобы ограничить время реализации крепкого алкоголя (например, запретить продавать его позже 21.00).

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ. Пока ничего. Нужно серьезно подумать, стоит ли вообще вводить это ограничение.

И последнее. Как сообщил Вадим Сидорин, для того чтобы измененный федеральный закон заработал на территории Ивановской области, областной администрации и Законодательному собранию потребуется разработать и принять (и отменить) не менее пяти нормативных актов.

Работать по новым правилам в полную силу (если ничего не изменится на федеральном уровне) алкогольный рынок начнет все же не с 1 января, а с 1 июля следующего года. До этого срока всем профильным предприятиям нужно привести себя в соответствие и переоформить лицензии. Или прекратить свое существование.

При всем богатстве выбора другой альтернативы пока нет

К алкогольным изменениям относятся по-разному. Большинство предпринимателей считают, что внесенные в закон изменения не имеют положительных сторон. В этом нет ничего удивительного - изменения больно ударяют прежде всего по малому бизнесу. Как уже упоминалось, согласно новому закону лицензию на торговлю алкоголем не могут получать индивидуальные предприниматели: им придется преобразоваться в юридическое лицо, причем с уставным капиталом не менее миллиона рублей, необходимо будет осуществлять стопроцентную предоплату поставок алкогольной продукции. Поэтому общественная организация "ОПОРА России" выступила защитником "водочных" интересов малого бизнеса и настаивает на корректировке измененного алкогольного закона.

Участники рынка просят отложить введение закона об обороте спирта и алкогольной продукции на более поздний срок или же поэтапно вводить в действие отдельные положения закона. Такое обращение было подготовлено по итогам общероссийского совещания на тему "О системе контроля качества и безопасности алкогольной продукции в условиях изменения алкогольного законодательства и вступления России в ВТО", состоявшегося в октябре в ТПП РФ в Москве. Дело в том, что в проекте федерального бюджета на 2006 год не заложено финансирование контрольных мер, предусмотренных новым законом об обороте алкогольной продукции. "Упразднение акцизных складов ставит под угрозу обеспечение государственной и негосударственной защиты прав потребителей и затрагивает основы продовольственной безопасности России в целом", -отмечено в обращении.

В отличие от представленного на совещании большинства, директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Европейского делового клуба Александр Романов видит в новом законе о госрегулировании алкогольного рынка "много позитивного". По его мнению, "закон устранил позорные региональные торговые барьеры, в первую очередь акцизные склады".

"Мы пять лет доказывали, что акцизные склады - это зло, от которого надо избавляться, - говорит он. - Тем не менее некоторые требования этого документа вызывают у нас серьезную обеспокоенность. Основной пункт, вызывающий наибольшие вопросы, - это требование по маркировке импортной продукции исключительно на территории России. Это означает, что импортер должен ввезти свой товар в страну, доставить его, например, на склад временного хранения (СВХ), там вынуть всю продукцию из коробов, нанести на бутылки марки и лишь потом поставить их в оптовую и розничную сети. Допустим, есть импортеры, которые в год ввозят по несколько коробок. Им, может быть, в России маркировать свою продукцию было бы даже проще. Но что делать крупным компаниям, импорт которых исчисляется миллионами бутылок?

Все говорили о необходимости ликвидации акцизных складов для отечественных производителей, но взамен предложили просто другую форму этих же самых акцизных складов - теперь для импортеров, только еще более сложную. А по Таможенному кодексу продукция не может находиться на СВХ более трех дней.

Кроме того, для получения акцизных марок закон устанавливает исчерпывающий перечень документов, а также запрещает государственным органам требовать от организации какие-либо документы сверх этого списка. Я бы только приветствовал этот пункт закона, если бы не одно "но". В перечне нет требуемых сейчас таможенными органами копии свидетельства на товарный знак либо лицензионного договора между правообладателем на товарный знак и импортером товара. Это означает, что с 1 января дорогой алкоголь будет завозиться не только импортерами, которым владелец товарного знака доверяет ввоз и дистрибуцию и с которыми у него есть соответствующее соглашение, либо самими производителями, но и всеми желающими. Это означает, что ценовая политика, маркетинговая поддержка марки, скрупулезное и бережное выстраивание бренда на российском рынке и прочие усилия, предпринимаемые владельцем объекта интеллектуальной собственности, пойдут насмарку.

Ситуация такова, что уже сейчас можно с уверенностью говорить о резком росте "серого" импорта. Я предполагаю, что, если немедленно не будут внесены дополнения в закон в части перечня документов для получения акцизных марок, импорт вообще станет диким.

Мы предлагаем правительству в обязательном порядке предусмотреть переходный период для марок нынешнего образца: скажем, предусмотреть срок ввоза продукции с марками, полученными до 1 января, до 1 июля 2006 года, а срок продажи такой продукции - до полной реализации. В противном случае рынок дорогого импортного алкоголя просто рухнет.

***

Есть мнение

Валерий Лютаревич, частным предприниматель с 15-летним стажем:

- Под благовидным предлогом борьбы с извечной российской проблемой - пьянством власть в лице Минсельхоза и Думы накинула удавку на малый бизнес в розничной торговле.

С 1 июля 2006 г. частным предпринимателям будет запрещено торговать алкогольной продукцией. Вот, оказывается, где собака зарыта: левый спирт, фальсификат, производство различного суррогата - это все оказывается у частного предпринимателя.

Малому бизнесу вынесли фактически ультиматум: или ты становишься юрлицом, или торгуй пивом и напитками.

Что значит сегодня вновь открыть предприятие? Фактически надо пройти все "круги ада", начиная от пожарных и заканчивая получением лицензии на продажу алкоголя. Здесь и замена кассовых аппаратов в каждой торговой точке (что стоит от 10 тысяч рублей и выше), переоформление и хождение по всем фондам со списками работников предприятия. Но и эти проблемы покажутся цветочками перед теми мытарствами, которые ожидают предпринимателя впереди. Только один пример: за незначительные нарушения в торговле алкоголем (отсутствие сертификата на момент проверки) предприниматель подвергался штрафу в размере 3-4 тысяч рублей, юридическое лицо за аналогичные нарушения обязано будет заплатить 20-30 тысяч рублей.

Очевидно одно: закон однобокий, "состряпан" в угоду крупным сетевым компаниям и монополистам. Напрочь проигнорированы интересы потребкооперации и частного торговца, имеющих подчас один магазин на три деревни, где купить бутылку вина или водки просто больше негде.

Наталья Киримнкииа, генеральный директор группы предприятий "Альтаир-2":

- Самое страшное - это появление подделок раскрученных брендов. Дело в том, что сейчас вся продукция водочных предприятий проходит через прямого дистрибьютора завода, через акцизные склады, которые защищают качество алкоголя. Кроме того, качество продукции подтверждает специальная региональная марка. С 2006 года ситуация резко изменится - акцизные склады прекратят свое существование. Кто будет контролировать качество - вопрос пока открытый. Сложнее всего придется розничной торговле - магазину "средней руки" будет сложно разобраться, действительно ли качественную продукцию он закупил.

Андрей Никитин, коммерческий директор ТД "Немирофф":

- Изменение законодательства с 1 января 2006 года приведет к процессам глобализации на российском алкогольном рынке. У сильных компаний есть средства и возможности, чтобы перерегистрироваться по новым правилам. Те, кто не сможет это сделать, уйдут с рынка. Мелкие магазины будут куплены или "взяты под крыло" сбытовыми сетями. К чему это приведет? Общая тенденция такова, что укрепятся позиции сетей, и прежде всего - региональных (в Москве их позиции и так крепки). Для нашей компании это означает одно: наши оптовики будут более плотно работать с региональными сетями.

Андрей Стрелец, генеральный директор корпорации "Омсквинпром"

- Несмотря на то, что половина оборота нашей компании в настоящий момент реализуется через ЧП и ПБОЮЛ, мы приветствуем данную норму закона и считаем, что она сделает алкогольный рынок более прозрачным. За счет прозрачности увеличится собираемость налогов, да и производителям алкоголя удобнее работать с юридическими лицами, у которых гораздо больше порядка в учете. Кроме того, с уходом индивидуальных предпринимателей, которые не подают данных в государственный комитет по статистике, мы наконец сможем увидеть реальную ситуацию с оборотом алкогольной продукции на рынке".

С такой позицией согласен и Алексей Куликов, бренд-менеджер водки "Беленькая" из компании "Традиции качества". По его мнению, поправка в законе об исключении физических лиц из торговли алкоголем будет способствовать некоторой легализации рынка, пишет gazeta.ru.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости