Перейти к основному содержанию

Главная      Николаевские наследники

Николаевские наследники

В этом году Московскому автомобильно-дорожному колледжу имени А. А. Николаева исполняется 75 лет. Наш разговор с его директором, профессором Светланой Яковлевной НЕКРЕСТЬЯНОВОЙ начался с истории этого учебного заведения.

- Наш колледж - прямой преемник и продолжатель традиций Московского автомобильно-дорожного техникума (МАДТ), основанного постановлением Совнаркома в 1929 году. Причем и тот возник не на пустом месте. Базой ему послужила Объединенная школа и курсы местного транспорта (ОШКУМТ). То есть традиционно дом 81/55 по Бакунинской улице связан с дорогами. Не случайно, кстати, что именно здесь основан отраслевой музей. За 75 лет мы выпустили для нужд отрасли около 23 тысяч специалистов. Из них полторы тысячи - с отличием.

- Можете назвать имена наиболее известных выпускников?

- Ну прежде всего это министр строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, создатель опорной дорожной сети нашей страны Алексей Николаев, он был дипломантом первого выпуска МАДТ в 1932 году. Наше учебное заведение носит имя этого выдающегося государственного деятеля. Первокурсников мы обязательно ведем в дорожный музей, где они знакомятся с жизнью Алексея Александровича. Нашим выпускником является и нынешний главный дорожник страны - руководитель ФДА Анатолий Павлович Насонов. Надо сказать, что первого сентября в День знаний он обязательно приходит в это здание на встречу с преподавателями и студентами.

Вообще история, традиции, преемственность - существенные элементы жизни колледжа, не случайно около тридцати процентов его студентов - представители профессиональных династий. То есть строители дорог и мостов - а многие из них получали образование в этих стенах -приводят сюда своих детей и внуков. Кстати, сын Анатолия Павловича Насонова тоже выпускник нашего коллежда. И сын начальника Федерального управления автомобильных дорог Центральной России Валерия Викторовича Доргана по стопам отца пошел в наш колледж. Перечень фамилий можно продолжать и продолжать.

- А в чем причина такой популярности? Я бы понял ее, если бы речь шла о вузе, о престижном техническом университете, а здесь колледж, дающий всего лишь среднее образование.

- Думаю, дорожники ценят наше учебное заведение прежде всего потому, что здесь дают такие практические знания, каким, пожалуй, позавидуют и студенты, учащиеся на дорожные специальности в высших учебных заведениях. Помню такой случай. Мы вывезли слушателей Центра повышения квалификации работников дорожной отрасли России, действующего, кстати сказать, на базе нашего колледжа, на один из строящихся объектов. Там шла укладка дорожного полотна, и молодой мастер сделал замечание водителю катка по качеству его работы.

- Ах, не так ровняю? - кипятился рабочий. - Может, покажешь, как надо?

- Пожалуйста, не зря же я учился в колледже имени Николаева, - сказал молодой человек, занял место водителя и повел, надо сказать, машину мастерски.

Он окончил дорожно-механическое отделение, выпусники которого наряду с дипломом техника-механика по эксплуатации и ремонту дорожной техники и подъемно-транспортных машин получают права водителя того или иного типа дорожной машины, скажем, бульдозериста.

Студенты автомеханического отделения, готовящего техников-механиков по ремонту и обслуживанию автомобилей и двигателей, обязательно имеют и профессиональные водительские права категорий В и С. Они могут сесть за руль грузовой машины. Практические навыки вместе с надежным теоретическим багажом делают наших студентов перспективными как на производстве, так и в дальнейшей учебе. Не зря 70 процентов выпускников колледжа имени Николаева поступают в профильные вузы. Здесь они освобождаются от производственной практики, кроме того, им "автоматом" зачитываются оценки по ряду предметов, в том числе по геодезии, инженерной графике, и учатся они там не пять лет, а три или три с половиной года.

- Чтобы добиться таких результатов, нужна основательная материально-техническая база...

- Разумеется. Мы имеем необходимые учебные кабинеты. У нас 12 лабораторий, учебные гаражи, слесарная, станочная мастерские, полигон на берегу Москва-реки недалеко от деревни Чулково, где студенты дорожно- строительного отделения проходят геологическую и геодезическую практику и где находится наша дорожная техника.

Все наши машины и оборудование поддерживаются в хорошем рабочем состоянии. Разумеется, фонды не должны стареть, и за последние три года мы приобрели оборудование на 8, 7 миллиона рублей.

- Кто вас финансирует?

- Половину средств мы зарабатываем сами, остальные дает государство. В последнее время бюджетные средства не скажу, чтобы в достаточной мере, но выросли. По крайней мере из них мы гасим коммунальные платежи, выдаем зарплату - правда, по минимуму - преподавателям, платим стипендии студентам.

- Каков размер стипендии?

- Обычная стипендия - 140 рублей. Мы понимаем, как это мало, и стараемся стимулировать наших учащихся. У отличников стипендии доходят до 350 рублей. Есть еще более крупные -именные - стипендии: имени Николаева (их платит колледж из своих средств) и стипендия имени Голованова, которая утверждена Росавтодором.

- Без подработки студент не мог прожить даже в благополучное советское время.

- Студенты колледжа очень неплохо зарабатывают на производственной практике. Летний сезон - это самый разгар дорожных работ. Поскольку наши ребята могут управлять дорожной техникой, мостить дороги, укладывать бордюрный камень, делать асфальтобетон, они трудятся как квалифицированные рабочие, зарабатывая в среднем 5-6 тысяч рублей, а нередко до 10 тысяч в месяц. После таких денег им действительно трудно снова "садиться" на стипендию, поэтому после четырехмесячной производственной практики третьего курса 50 процентов наших студентов продолжают трудиться - им не хочется расставаться ни с заработком, ни с ДРСУ, где они надеются работать и дальше, получив диплом.

- Многие отсеиваются?

- Отсев есть, но не на старших курсах. Там случаи отсева единичны: влюбился, женился, надо много зарабатывать... А на первом курсе действительно отсев существует. Это связано с тем, что, скажем прямо, уровень подготовки в общеобразовательной школе не всегда соответствует нашим требованиям.

Поэтому для учащихся девятых классов в колледже работают подготовительные курсы, и, надо сказать, среди окончивших их в процессе учебы отсеиваются очень немногие.

- Какой конкурс на вступительных экзаменах?

- У нас он стабильно высокий. На экономическое отделение три человека на место, это уже традиционно. Лидером в этом учебном году стало дорожно-механическое отделение - пять человек на место.

- Девушки учатся на всех отделениях?

- Как правило, на экономическом и дорожностроительном. На автомеханическом и дорожно-механическом они если встречаются, то скорее как исключение - одна, две. Специальности техников-механиков по обслуживанию автомобилей, дорожной техники, подъемных механизмов, согласитесь, не женские.

- Есть ли у вас иногородние студенты?

- Примерно двадцать процентов, причем из самых разных регионов страны, включая Восточную Сибирь. Иногородним колледж предоставляет общежитие.

- Практикуется ли платное обучение в колледже?

- Те, кто поступает к нам после девятого класса - 270 человек, - все учатся не на платной основе. Среди поступающих к нам после 11-го класса мы формируем две-три платные группы. Стоимость учебы в течение семестра у нас 10-11 тысяч рублей. На платной основе у нас учится примерно 20 - 25 процентов от общего числа студентов.

- Проблема молодежи, ее гражданской позиции, духовного облика стоит достаточно остро. Часто приходится слышать жалобы: школа не воспитала, вуз упустил... Видит ли преподавательский состав колледжа свою задачу только в том, чтобы учить?

- Нет, преподаватель колледжа - это прежде всего воспитатель. Каждая группа у нас имеет куратора. Он проводит с ней так называемые часы классного руководства, обсуждает проблемы, которые возникли у студентов, ходит с ними в музеи, театры, на экскурсии. В дни празднования Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мы обязательно везем студентов на 71-й километр Минского шоссе к монументу воинам-дорожникам. Недавно состоялась экскурсия в Санкт-Петербург, в мае лучшие группы ждет трехдневная поездка в Одессу.

Вообще студенческая жизнь у нас бьет ключом. Недавно приобрели инструменты, и у нас теперь три музыкальных ансамбля. В прошлом году в Екатеринбурге наши самодеятельные артисты на отраслевом смотре были третьими. В колледже прошел заключительный этап конкурса рисунка среди отраслевых средних специальных учебных заведений. Наша студентка Наташа Николаева заняла второе место. И, разумеется, спорт - очень важная составляющая студенческой жизни. В колледже два спортивных и тренажерный залы. Частично на нашей спортивной базе проходила спартакиада средних учебных заведений Росавтодора, а в марте прошел шахматный турнир. Ребята занимаются в спортивных секциях, берут призовые места в городских соревнованиях.

- Светлана Яковлевна, в заключение скажите несколько слов о себе.

- По профессии я педагог. Окончила физико-математический факультет педагогического университета. В колледж пришла в 1981 году. Здесь преподавала физику и математику, одновременно училась в аспирантуре. Тема диссертации - из области космического излучения. Еще 40 лет назад нобелевский лауреат Виталий Гинзбург поставил задачу, в которой рассматривалась энергия переходного излучения на границах движущихся сред. В ней была красивая система уравнений Максвелла, на которую любовались, но решить не могли... Диссертацию я защитила в 1985-м.

Конечно, жизнь внесла коррективы. В мои чисто экономические интересы внедрились вопросы экономики, в частности экономики управления. Я изучала этот предмет в Испании, окончила школу управления при МГУ. Несколько изменился и мой преподавательский профиль: к предметам, которые я читаю студентам колледжа, добавилась статистика.