Порты. Быстрее, дешевле, надежнее

Пути совершенствования технологии контейнерных перевозок через морские порты Украины.

Одна из основополагающих тенденций современного мирового развития — глобализация экономики. Она проявляется в высоких темпах роста международной торговли, мобильности факторов производства, миграции капиталов и финансовых потоков. Мировой объем экспорта за последние 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП соответствующих стран. Ежедневный объем валютных операций в настоящее время превышает 1,5 трлн. долларов США, тогда как в 1973 г. он составлял 15 млрд. долларов. В этих условиях неизмеримо возрастают роль и значение мировой транспортной системы. Транспорт — материальная база и инструмент товарообмена между отдельными регионами, — одновременно выступает и в качестве фактора, создающего и организующего единое мировое экономическое пространство, способствует дальнейшему развитию территориального разделения труда и реализации сравнительных региональных преимуществ. В связи с этим актуально дальнейшее совершенствование системы транспортирования, внедрение технологий перевозки грузов, адекватных процессам мобильности факторов производства в глобальной экономике.

***

Его величество контейнер

По прогнозам специалистов, к 2010 г. объемы международных грузоперевозок по основным транспортным артериям мира возрастут, как минимум вдвое, по сравнению с 2000 г. При этом ожидается рост в первую очередь контейнерных перевозок, как наиболее адекватных современным формам международной торговли.

Начало контейнерных перевозок можно отнести к началу 1960-х, когда был разработан первый морской унифицированный контейнер. Развитие началось с территории США, вначале с внутренних перевозок между городами страны. Впоследствии контейнер "вышел" на морские пути и положил начало развитию целой отрасли в транспортной логистике. АПЛ (Америкен Президент Лайн) стала первой морской линией, которая начала "продвигать" контейнер на морских транспортных путях. Сегодня трудно представить себе самый глухой уголок мира, где бы не слышали или не пользовались контейнером. От Аляски до Антарктиды, от Патагонии до Австралии сегодня движутся миллионы контейнеров, связывая практически все города мира. Торговля оценила неоспоримое преимущество унифицированной тары — скорость доставки, удобство, высокую сохранность груза при относительной дешевизне транспортного цикла.

Существенной особенностью работы предприятий морского транспорта Украины в сложившейся за последнее время экономической обстановке, является, с одной стороны, увеличение общего объема грузоперевозок, с другой стороны, низкая технологичность их выполнения, связанная с отсутствием средств на приобретение нового оборудования и современных плавсредств, реконструкцию и обновление основного и вспомогательного оборудования портов, без которых невозможен переход на современные контейнерные технологии перевозки грузов и обеспечение их конкурентоспособности. В связи с этим качество обработки контейнеров в отечественных портах очень низкое, что приводит к увеличению времени и стоимости обработки единицы груза. Поэтому проблема совершенствования технологии обработки контейнеров в портах Украины в условиях ограниченности капиталовложений весьма актуальна. Предлагаемая статья выполнена в рамках научно-технической разработки "Развитие промышленного транспорта Украины", утвержденной в 2000 г. Министерством образования и науки Украины; Государственной Программы увеличения объемов контейнерных перевозок через морские порты Украины, утвержденной Министерством транспорта Украины в феврале 2004 г.

***

От идеального - к реалиям Украины

Решению проблем, связанных с перевозкой контейнеров, посвящено большое количество работ. Необходимо выделить основные направления, по которым ведутся исследования данного вопроса.

Как показывает анализ литературных источников можно определить несколько тенденций его развития:

- формирование контейнерных транспортных сетей и планирование контейнерных перевозок;

- математическое моделирование контейнерных транспортных процессов;

- формирование универсальных информационных и автоматизированных систем управления контейнерными перевозками;

- модернизация и разработка новых технических возможностей перевозки контейнеров;

- совершенствование технологических систем перевозок контейнеров.

В работах, связанных с формированием контейнерных потоков, предложены основные методы формирования линий, также приведены основные параметры и критерии контейнерных мультимодальных систем. Направление исследований в области формирования и планирования контейнерных транспортных систем тесно связано с исследованиями в области математических моделей транспортных процессов.

Предшествующие публикации по данной теме дают обзор математических моделей оптимального планирования на отдельных видах транспорта, в том числе на морском, н их взаимодействия, используемых и отечественных и зарубежных системах управления транспортом.

Рассмотрены математические модели маршрутизации перевозок, загрузки транспортных средств, составления графиков движения и обработки транспортных средств, распределения грузопотоков между видами транспорта, а также математические модели взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах и в единой транспортной системе. Также представлена классификация задач оптимизации, формулируемых на основе этих математических моделей.

Аналогичные проблемы поднимаются и в работах, где приводится классификация содержательных постановок задач оптимального планирования работы грузового транспорта, охватывающая общетранспортные задачи оптимального планирования работы отдельных видов транспорта в транспортных узлах и на транспортной сети, а также общесистемные задачи оптимального планирования, возникающие и в транспортных системах. Наряду с ней приводится классификация математических задач оптимизации, в виде которых формулируются задачи оптимального планирования грузовых перевозок.

С проблемой моделирования контейнерных перевозок морским транспортом можно связать относительно небольшое количество работ, которые можно разделить на две группы. Первую из них образуют материалы, содержащие математические модели общетранспортного характера, которые могут использоваться, в частности, и для описания контейнерных перевозок морским транспортом, а вторую — работы, в которых используются модели, ориентированные на специфику контейнерных перевозок морским транспортом. Здесь, в частности рассматриваются: постановка задачи оптимального планирования работы контейнерной линии, математическая модель и метод решения задачи оптимального планирования работы контейнерной линии; структура автоматизированной системы оптимального планирования работы контейнерной линии и другие вопросы.

Анализируя вышеуказанные работы, можно сделать вывод, что основные исследования направлены на поиски новых форм управления и планирования контейнерных перевозок, результаты которых могут быть не всегда адекватны применительно к контейнерной транспортной системе Украины, так как требуют высокой технологии организации перевозок и больших капиталовложений.

Целью же данной работы является определение и обоснование наиболее реальных путей совершенствования технологии перевозки контейнеров в условиях экономики Украины.

***

Исследование и научные результаты

Отставание Украины в использовании научно-технического прогресса в области морских грузоперевозок от развитых стран связано также с малочисленностью собственного торгового флота, его физическим и моральным старением, отсутствием крупных товаропроизводителей в стране и рынков сбыта товаров за рубежом и другим причинами.

Результаты сравнительной оценки морских грузоперевозок, осуществляемых портами Украины в 2001-2003 гг. приведены в табл. 1.

Таблица 1. Распределение контейнерооборота портов Украины за 2001-2003 г. по видам плавания, %

***

таблица в бумажной версии издания

Анализ статистических данных говорит о том, что основную часть грузопотока через порты Украины составляет продукция металлургической и химической промышленности, нефтепродукты и сыпучие грузы, в то время как доля контейнерных перевозок относительно мала — в среднем, в 15-20 раз ниже аналогичных показателей развитых зарубежных стран.

Если учесть, что доля транзитных морских контейнерных перевозок в мире постоянно возрастает, то отставание Украины в этом плане тормозит программы по возрождению ее как морской державы, имеющей крупные незамерзающие морские порты. Отсутствие у морских предприятий Украины в настоящее время средств на значительную реконструкцию и обновление флота, а также береговой инфраструктуры и неуклонно растущие цены на энергоносители и грузоперевозки выдвигают на первый план решение проблемы снижения энергетических и материальных затрат при эксплуатации существующего зачастую морально и физически устаревшего оборудования. Частичное решение этой задачи возможно, прежде всего, за счет разработки новых и совершенствования старых (традиционных) технологий грузоперевозок, внедрения научно-технических решений, в основу которых заложено управление снижением затрат при погрузо-разгрузочных работах, их автоматизации.

В первую очередь, для этого необходим переход па новые современные технологии перевозки грузов, а именно контейнерные, обеспечивающие максимальную универсальность при перевозках любым транспортом (железнодорожным, автомобильным, морским), экологическую безопасность, сохранность груза и др. Именно морским контейнерным перевозкам уделено основное внимание в данной работе, в частности снижению затрат на погрузо-разгрузочные работы составляющие значительную часть всех затрат по перевозке грузов.

Очевидно, что такое снижение затрат возможно при соответствующих уровнях управления и планирования, которые, в реальности, зачастую весьма далеки от оптимальных. Поэтому проблема управления снижением затрат при контейнерной перевозке продукции и товаров имеет несколько важных аспектов, главными из которых на настоящий период и ближайшее будущее на Украине являются:

1 .Снижение удельных затрат и ресурсов на единицу перевозимой в контейнерах продукции и товаров, без чего невозможна конкуренция украинских морских грузоперевозчиков с зарубежными.

2.Необходимость решения задач снижения затрат на погрузо-разгрузочные работы в портах на действующем там оборудовании с учетом обслуживания специализированных судов-контейнеровозов.

3.Обеспечение при этом высокого качества и своевременности выполнения всех работ, связанных с грузоперевозками.

Эффективное решение задач, связанных с этими аспектами, возможно лишь при автоматизированном управлении погрузо-разгрузочными работами, оптимизацией грузовых планов, оперативным использованием всей информации о грузах на маршруте, получаемой с помощью современных средств связи (радиосвязи, спутниковой, Интернет), в том числе и с помощью автоматизированной информационной системы (АИС), внедряемой во всем мире. Наиболее приемлемыми в материально-финансовом отношении пути решения этих задач в производстве — это применение компьютерной и микропроцессорной техники для создания новых и совершенствования существующих автоматизированных систем управления погрузо-разгрузочных работ и составления грузовых планов. Качественно новой основой таких автоматизированных систем должно стать применение совершенных математических моделей, адекватно описывающих технологические процессы при погрузо-разгрузочных работах на судне. Разработка таких моделей позволяет с помощью реализующих их компьютерных программ, обеспечивать выдачу достоверных рекомендаций по снижению затрат и прогнозировать оптимальные варианты грузоперевозок.

При этом на первый план выдвигается задача создания адекватных математических моделей и их программного воплощения, на второй план — техническое воплощение подобных автоматизированных систем. Организация автоматизированного управления погрузо-разгрузочных работ на контейнеровозах с применением компьютерного моделирования, имеющих место в мировой практике, является в настоящее время магистральным направлением совершенствования по пути решения комплекса технологических и экономических задач, в том числе и снижения удельных затрат при транспортных перевозках.

Несмотря на то, что количество работ и публикаций по транспортным перевозкам, в том числе и контейнерным, неуклонно растет, применение разработанных математических моделей и программ не всегда дает адекватные реальным результаты, в частности, из-за недостаточно полной формализации описываемых этими моделями процессов. Поэтому продолжаются поиски новых, более совершенных, способов моделирования, адекватных реальным процессам и эффективных средств применения результатов моделирования для управления снижением затрат при морских контейнерных перевозках и планирования грузовых планов. В этой связи необходимо определить основные направления исследований, наиболее важными из которых являются:

- стремление отразить в разрабатываемых математических моделях основные закономерности погрузо-разгрузочных процессов на морских судах-контейнеровозах на всех этапах выполнения маршрута их следования;

- разработать и оценить с использованием математических моделей наиболее эффективные, с точки зрения минимизации затрат, управления этими технологическими процессами;

- определить новые и более совершенные критерии планирования перевозки контейнеров водным транспортом.

Необходимо отметить, что важным является не только комплексное планирование перевозок контейнеров на определенной линии, но и оптимальное составление грузовых планов на отдельном судне. Иногда, вследствие условий, сложившихся в грузовом пространстве судна-контейнеровоза с уже размещенными контейнерами, возникает ситуация, при которой невозможно взять на борт весь предлагаемый терминалом груз, либо осуществления погрузо-разгрузочных операций без непроизводительных затрат. В данной статье под непроизводительными затратами следует понимать затраты на производство дополнительных перестановок контейнеров — шифтинг. Одной из возможностей уменьшения шифтинга является планирование перестановок на борту судна (ship to ship shifting), т.е. перестановка контейнеров без использования территории порта. Однако этот способ не всегда приемлем, так как он в большой степени зависит от конструктивных особенностей судна и возможности использования того или иного грузового места. Поэтому процесс составления грузового плана контейнеровоза должен быть количественно оценен на каждом этапе работы судна на линии. Наиболее простым для этого является эконом и ко-математическое моделирование процесса составления грузового плана и оптимизация данной модели по стоимостному критерию грузовых операций с учетом всех условий безопасности перевозки грузов в контейнерах водным транспортом. При этом минимизация стоимостного критерия возможна именно за счет снижения числа шифтинга, так как это приведет к сокращению стояночного времени судна в порту, более рационального использования грузового пространства судна, снижению затрат на использование береговых или судовых грузовых средств.

***

Выводы и перспективы

Итак, несмотря на достаточно сложное экономическое положение Украины, все же существуют пути решения проблем, связанных с технологическим совершенствованием перевозки контейнеров через отечественные порты. Рассмотренные подходы к решению данной проблемы, прежде всего, базируются на более совершенных математических моделях и реализации их в компьютерных программах, позволяющих количественно оценить качество планирования контейнерных перевозок.

Для достижения вышеуказанных целей должны быть решены следующие задачи:

— исследование организации погрузо-разгрузочных работ и технологий на морских контейнерных перевозках;

- разработка математических моделей процессов формирования оптимального грузового плана;

— формирование организационно-управленческого механизма снижения затрат в условиях выполнения контейнеровозом линейного маршрута;

— анализ экспериментальных полученных данных и сравнение с результатами моделирования.

***

фото:

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости