ДОРОГА В КИТАЙ

Вылет нашей делегации в Пекин задержался на сутки из-за аварийной посадки самолета. И это дало китайцам повод для шутки: "У главы Российских железных дорог плохо летают самолеты!" "Будем летать на поездах!" - в ответ шутили наши.

Российским железнодорожникам в Китае был оказан самый радушный прием. Пожалуй, впервые такой прием был оказан представителям не государственного ведомства, а акционерной компании. И впервые министерство подписывало с этой компанией Соглашение о сотрудничестве в сфере железнодорожных перевозок.

Толчок дала встреча глав государств России и Китая Владимира Путина и Ху Цзиньтао, которая проходила под знаком стратегического партнерства двух государств, заставив задуматься и над программой действий. Ведь заявлено было о планах к 2010 году утроить товарооборот между двумя великими державами. В Компании "РЖД" тут же рассчитали рост грузопотоков. И получилось, что если сегодня в международном сообщении Россия - Китай перевозится в год 20 миллионов тонн грузов, то к 2010 году объемы перевозок возрастут до 60 миллионов тонн. И все это, естественно, ляжет на плечи железных дорог. Кому еще под силу взять такой вес?

В сентябре министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь побывал в Москве и встретился с Геннадием Фадеевым. Обсуждали перспективы сотрудничества и, в частности, что надо сделать, чтобы обеспечить беспрепятственный пропуск грузопотоков. И вот - ответный визит российских железнодорожников. Лю Чжицзюнь был удивлен: как быстро глава ОАО "РЖД" взялся за дело! "Китайские коллеги должны у вас учиться!" - заметил он.

А Геннадий Фадеев просто предвидел подобный разворот событий. Развитию железнодорожных подходов к границе и погранпереходов в Китай и раньше уделялось особое внимание. А теперь работы ведутся в форсированном режиме. Как рассказывал начальник Забайкальской железной дороги Виктор Хохряков, над проектом развития линии Карымская -Забайкальск весной работало 6 проектных институтов. А затем туда были переброшены строительные подразделения. Они уже успели построить 22-километровую вставку и 16 искусственных сооружений, вдобавок отсыпали земполотно на 65 километрах, создав задел на будущее. За три года надо построить 198 километров вторых путей. А через два года начнется электрификация всей линии Карымская - Забайкальск. Это позволит увеличить и скорость движения, и вес поездов. Кстати, при обсуждении на заседании Правительства РФ Инвестиционной программы ОАО "РЖД" так называемый "китайский проект" заслужил высокую оценку. И глава Компании не скрывал гордости: впервые такой масштабный проект, стоимостью в миллиарды рублей, реализуется по новому принципу проектного финансирования. Поэтому быстро даст отдачу.

Те же мощные подвижки - причем с обеих сторон государственной границы - и на погранпереходе в Гродекове на Дальневосточной железной дороге. По словам ее начальника Виктора Попова, если раньше объем экспортно-импортных перевозок увеличивался на 1 миллион тонн в год, то нынче прибавка превысила 6 миллионов тонн. До недавнего времени грузопоток сдерживала нехватка перегрузочных мощностей на китайской стороне (у нас с Китаем разная ширина колеи), но теперь станцию Суйфэньхе развили. Наши тоже взялись за удлинение приемо-отправочных путей. Отработали и новую технологию с таможенниками, сократив более чем на полчаса время осмотра одного состава.

О важности именно такого синхронного подхода к развитию транспортных коридоров через границы и говорил на встрече с министром железных дорог Китая Геннадий Фадеев. А журналистам потом объяснил: это, мол, беспроигрышный вариант - не нефть повезем, так уголь. Экономика Китая очень нуждается в энергоресурсах. Да и бизнес сегодня смотрит на Восток - уж очень там перспективный рынок. В этом году Транссиб примет из Китая более 100 тысяч контейнеров (в 20-футовом эквиваленте). Пятая часть из них идет транзитом в Европу. Когда же мы создадим на Востоке совместную компанию с Китайскими железными дорогами, а на Западе такую же - с "Дойче бан АГ", контейнерный поток по транспортному коридору Китай - Россия - Европа еще более возрастет. Ответил глава ОАО "РЖД" и на вопрос китайских СМИ о тарифной политике: мы-де не ставим целью повышать тарифы на грузоперевозки, в том числе и нефти. Мы хотим привлечь грузы. И поэтому чем больше будут объемы, тем меньше тарифы. Так что цена за перевозки последней тонны из планируемых 30 миллионов вполне может снизиться до 24 долларов.

Кстати, некоторые наши СМИ материалы о визите в Китай российских железнодорожников щедро приправили "соусом" скандальной истории с "ЮКОСом" и свели все к вопросу о том, сколько же нефти будет поставлено в Китай.

Между тем переговоры касались гораздо более широкого круга проблем - в том числе речь шла о создании единого информационного поля, в котором бы кроме железнодорожников работали пограничники и таможенники. Договорились и о развитии международных пассажирских перевозок, в частности туристических. Почему бы не пустить, например, поезд от Берлина до Пекина через Москву? В Европе наверняка найдется немало желающих увидеть Сибирь, Байкал и Великую Китайскую стену.

Весьма перспективно и научно-техническое сотрудничество. Китай сегодня поставляет, например, электровозы в Казахстан, и очень, говорят, неплохие. Строятся здесь и двухэтажные пассажирские вагоны, и новые модели крупнотоннажных контейнеров. Да и у коллег в России найдется что предложить. Словом, есть общие темы для разговора.

Удивительно, как продвинулся Китай на пути прогресса за эти годы. Впрочем, что удивляться? Там ничего не разрушали - наоборот, строили не покладая рук. Прежде всего, дали толчок развитию сельского хозяйства, введя пожизненный семейный подряд на землю. И за короткий срок решили извечный больной вопрос о "куске хлеба". Затем взялись за модернизацию промышленности, заставив развитые страны провести ее за счет своих средств и ресурсов.

По оценкам Всемирного банка, в ближайшие годы в Китай будет вложено свыше 700 миллиардов долларов инвестиций - более половины всех средств, вкладываемых в страны Юго-Восточной Азии, в том числе и в Японию. Уже сегодня прямые иностранные инвестиции превышают 130 миллиардов долларов в год. Поэтому и растет экономика как на дрожжах. Нам бы такие деньги и умные головы!

Когда-то китайцы удивили мир, придумав способ изготовления рисовой бумаги и изобретя сначала магнитный компас, затем плуг и ветряную мельницу. А ныне удивляют феноменом своих реформ. В докладе того же Всемирного банка еще в 1996 году отмечалось: "В Китае удалось полностью контролировать сроки и интенсивность реформ, положив модель международного разделения труда в основу управленческих решений, удалось предотвратить переход огромных ресурсов в собственность рыночной элиты и создать условия для функционирования рыночных структур и институтов".

И глядя на новый Китай, поневоле задумаешься: почему же нам у себя не удалось этого сделать, хотя Россию Бог ни умом, ни талантами не обидел? Та же реформа, которую провел китайский мудрец Дэн Сяопин в деревне, очень напоминает задуманную когда-то в России Столыпиным. Наши соседи жадно черпают знания где только могут. Они переняли нашу систему образования (которую мы с маниакальным упорством разрушаем). И не случайно на международной олимпиаде китайские школьники стали победителями по математике. Так что мы не успеем оглянуться, как Китай обойдет нас во всем. Уже сегодня он заполонил своими товарами весь мир. Продукцию какой известной марки ни возьми -"Тошиба", "Самсунг", "Сименс", обязательно найдешь мелкие буквы Made in China.

Семимильные шаги реформ видны во всем. В том числе и на железнодорожном транспорте. Вряд ли из какой-нибудь книги узнаешь те цифры, которые звучали на встрече китайских и российских железнодорожников. В этом году Китайские железные дороги перевезут 2, 5 миллиарда тонн грузов (в два раза больше, чем российские) и миллиард пассажиров. Сегодня здесь самая высокая в мире грузонапряженность. В этом году парк соседа пополнили 800 новых грузовых локомотивов (на порядок больше, чем в России), 30 тысяч

- оно аккумулирует доходы от перевозок, платит невысокие налоги, финансирует строительство и модернизацию объектов инфраструктуры и закупку подвижного состава.

Поэтому для визита российских коллег, по мнению Лю Чжицзюня, выбран очень удачный момент, как и для налаживания более тесного взаимовыгодного сотрудничества. Мы к нему готовы, заметил он. Прогресс во взаимодействии налицо: если в 1999 году через погранпереходы проследовало 8 миллионов тонн грузов, то в этом -20 миллионов тонн. Объединив усилия, мы достигнем еще большего, уверен глава китайского ведомства.

грузовых и 20 тысяч пассажирских вагонов. Капвложения в железнодорожный транспорт составят нынче 50 миллиардов юаней (свыше 6 миллиардов долларов). Это рекордный показатель! Добавьте к этому, что сегодня Китай - единственная страна в мире, где растет протяженность стальных магистралей. Поставлена цель увеличить ее с нынешних 74 тысяч до 100 тысяч километров. При этом, по словам министра Лю Чжицзюня, половина их будет электрифицирована, а на трети - обеспечена скорость 200 километров в час.

Это продиктовано не амбициями, а бурным ростом экономики. Китайские железные дороги в отличие от наших уже не удовлетворяют спрос на грузовые перевозки. Ежесуточно под погрузку требуется 300 тысяч вагонов - а могут предоставить лишь треть. Поэтому и глава КНР, и председатель Госсовета уделяют огромное внимание железнодорожному транспорту. Ибо устами одного из китайских реформаторов было сказано: "Современный мир - это мир железных дорог. Их отсутствие равносильно гибели государства". Утверждена программа развития сети железных дорог на ближайшие 10-15 лет. При этом министерство железных дорог Китая пользуется государственной поддержкой

И вот торжественный миг: министр Лю Чжицзюнь и президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев ставят подписи под соглашением о сотрудничестве и протоколом встречи, где дальнейшие шаги обеих сторон расписаны, как говорится, от "А" до "Я".

- Мы открыли новую веху в сотрудничестве двух великих железнодорожных держав, какими являются Китай и Россия, - говорит Геннадий Фадеев.

После подписания документов в министерстве был дан прием в честь российской делегации. И сказано много теплых слов и о многом. Геннадий Фадеев вспомнил, как прочитал в книге отзывов музея Льва Толстого в Ясной Поляне такие слова: "Наконец-то свершилась моя мечта: я побывал на могиле великого русского писателя! Цзян Цзэминь". Он был поражен: великий человек из великой державы мечтал побывать на могиле великого русского писателя! Разве не говорит это, как и памятник великому русскому поэту Александру Пушкину на одной из площадей Шанхая, о более глубоких связях, нежели просто деловые, между нашими странами и народами? Может быть, дело в том, что русская литература столь же глубока, как мысли китайских мудрецов?

Впрочем, об этом еще будет время подумать. Мы продолжаем путешествие по Китаю: нас ждет Шанхай. На прощание дарим министру Лю Чжицзюню несколько экземпляров родного "Гудка" - наверняка ему будет интересно узнать, что пишут о его стране в такой далекой и близкой России.

Мы уезжаем из Пекина на поезде. На перроне встречают улыбчивые проводницы. Знакомимся: Цзю Нань и Ван Сюй. Обе окончили железнодорожный техникум. По словам Цзю, она уже год работает на дороге. Профессия ей нравится, а на вопрос, собирается ли учиться дальше, она удивительно мудро для своих 20 лет ответила: "Если ставишь большую цель и она оказывается недостижима, на душе потом остается камень. Лучше к той же цели идти постепенно - шаг за шагом..."

Вот так и весь Китай шаг за шагом идет к своей цели. И даже азиатские "тигры" уступают дорогу китайскому "дракону".

Продолжение в следующем номере.

* * *

Устами одного из китайских реформаторов было сказано: "Современный мир - это мир железных дорог. Их отсутствие равносильно гибели государства".

* * *

Лю Чжицзюнь был удивлен: как быстро глава ОАО "РЖД" взялся за дело! "Китайские коллеги должны у вас учиться!" - заметил он.

* * *

Экономика Китая очень нуждается в энергоресурсах. Да и бизнес сегодня смотрит на Восток - уж очень там перспективный рынок.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости