ТЕРМИНАЛ: НАЧАЛО ПУТИ

В декабре нынешнего года самое крупное в автономном округе транспортное предприятие Дудинский морской порт отметит 60-летний юбилей. Ровно наполовину меньше исполнится в начале июня одному из главных его подразделений - контейнерному терминалу, который был создан в пору роста Дудинского морского порта - градообразующего предприятия, составной части Заполярного филиала компании "Норильский никель", называемого воротами Таймыра.

Материал подготовлен на основе документальных сведений и по воспоминаниям работников предприятия, участников событий тех дней. Многие из них и поныне трудятся в Дудинском морском порту.

В НАЧАЛЕ 70-х годов Норильский горно-металлургический комбинат начал бурно развиваться. Тому способствовало открытие уникального Талнахского месторождения медно-никелевых руд. Началось строительство Надеждинского металлургического завода.

Одновременно модернизировались и расширялись действующие переделы комбината. В тундре практически с чистого листа возводились города Талнах и Кайеркан. В Норильске и Дудинке интенсивно строились дома повышенной этажности.

Старожилы Дудинки помнят, что самое быстрое строительство жилья и промышленных объектов велось у нас в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов. Одновременно с этим в Норильском промышленном районе началось строительство автодороги Дудинка - Алыкель.

Грузооборот Дудинского порта (тогда он еще не имел в названии определения "морской") также быстро увеличивался. Необходимо было в опережающем графике обеспечивать производство технологическими и строительными материалами, оборудованием и металлопрокатом, а тех, кто занят в нем, - продовольственно-промышленными товарами. В задачу порта входило не только принимать грузы, но и отправлять готовую продукцию на реализацию.

В этот период предприятие строилось и расширялось. Вводились в эксплуатацию пять морских причалов - от пятого до девятого.Реконструировались причалы "высокой воды" четырнадцати- и двадцатиметровой отметки. Расширялись и благоустраивались складские площади. Порт ежегодно оснащался десятками новых грузоподъемных механизмов. Резко возрос поток промышленно-продовольственных грузов, они прибывали на судах мелкими партиями: в ящиках, кипах, рулонах, мешках. Переработка требовала значительных трудовых и технических затрат.

Существующая практика работы морских портов подсказывала: для сохранения качества товара, снижения трудоемкости и сокращения сроков обработки судов надо было переходить на укрупнение грузовых мест - пакетизацию и контейнеризацию грузов. В "Норильскснабе" под руководством "зубра" снабжения В.Н.Всесвятского для этих целей был создан специальный отдел. Возглавили его бывшие портовики Гупаленко (недавно выехал в Одессу и вскоре умер) и Панов.

Одновременно был создан собственный контейнерный парк Норильского комбината. В него входили самые разнообразные контейнеры, максимально приспособленные для перевозки грузов.

САМЫЕ лучшие мероприятия, разработанные для конкретного случая, не возымеют необходимого экономического эффекта, если должным образом не сработает вся транспортная цепочка - доставка товара от изготовителя до склада потребителя. В этой ситуации возникла острая необходимость в специализированных причалах по обработке судов контейнерной линии. А поскольку контейнеры в порт поступают в двух направлениях - рекой из Красноярска и морем по Северному морскому пути, создание специализированных причалов должно отвечать всем требованиям компактной обработки судов в одном месте.

В начале навигации 1974 года для переработки контейнерных грузов был создан третий грузовой район, именуемый контейнерным терминалом. Само слово "терминал" в одном варианте означает высокомеханизированный комплекс по переработке грузов (контейнерный, нефтяной и т.п.), в другом - (в переводе с английского) "конец пути". Имеется в виду конец пути контейнера, в котором груз дошел до склада.

Организатором и вдохновителем работы нового подразделения предприятия стал начальник Дудинского порта Александр Кизим с группой инженеров службы эксплуатации. На базе первого и второго грузовых районов был создан контейнерный терминал, к которому отошли причальные стенки и складские площади речных причалов N11, 12, 13 и морского причала N1.

Первым начальником терминала был Лонгин Хан. Здесь начинали работать Анатолий Пемчин, Виктор Долганин, Владимир Толстухин. Немного позже - Альбина Лырмина, Татьяна Левашова, Любовь Турбал (Михель), Борис Замятин, Александр Усольцев, Николай Стрекопытов, Валерий Миков, Виктор Турлак, Анатолий Слободян, Геннадий Асьмирко. Сергей Жуликов.

Постепенно терминал укомплектовался инженерными кадрами. Выпускники Новосибирского института инженеров водного транспорта Сергей Протасевич и Геннадий Лузков вскоре стали начальниками смен. Выпускник Горьковского института водного транспорта Николай Архипов приступил к работе в качестве начальника смены. Выпускник Одесского мореходного училища Павел Ворон тоже начинал свою трудовую деятельность на терминале, а сегодня работает старшим диспетчером порта.

Проблема с инженерными кадрами решалась оперативно. Быстрорастущий грузооборот и применение новых технологий требовали иного подхода к делу -более профессионального.

Лонгин Хан буквально из ничего создал район, который почти три десятилетия работал на подготовленной им базе. Вначале отвоевали территорию на озере Рица. Хозспособом возвели все необходимые постройки, в которых разместили администрацию района с техническим персоналом; мастерскую по изготовлению и ремонту такелажа и выполнению столярно-плотницких работ; свою собственную стационарную столовую и многие другие хозяйственные помещения.

АНАТОЛИЙ Немчин начинал в порту грузчиком. За время работы заочно окончил Одесский институт инженеров морского флота, затем занимал нетерминале различные инженерные должности. Несмотря на пенсионный возраст, продолжает трудиться в родном коллективе. Вырастил троих сыновей. Двое из них уже работают в порту. Здесь же трудится и его жена. Вот такая сложилась семейная династия Немчиных.

Совсем недавно сотрудники терминала торжественно проводили на отдых старейшую работницу Альбину Алексеевну Лымрину. Неутомимая труженица, многодетная мать вышла на пенсию по социальной программе "Норильского никеля" "Шесть пенсий", с правом получения в течение двух лет материальной помощи, равной шестикратному размеру государственной пенсии.

УВЕЛИЧИВАЛСЯ поток контейнеров, У поступающих морем. Прорабатывался вопрос постановки на линию Архангельск - Дудинка специальных судов "ячеистого" типа для перевозки большегрузных контейнеров, которые загружаются в трюмы по направляющим.

Универсальные контейнеры (трех- и пятитонные, в которых жители промрайона отправляют домашние вещи на "материк") уже полным ходом перевозились судами "Полоцк" и "Полтава". Суда этого класса доставляли их в наш порт по несколько тысяч за один рейс.

Размещали контейнеры не только в трюмах. Для полной загрузки по периметру судна устанавливали деревянные стойки необходимой высоты, набивали обрешетку, после чего продолжали загружать палубу универсальными контейнерами еще в три яруса. Затем тросовое крепление - и судно готово к выходу в рейс.

После того как терминалу передали второй морской причал, появилась возможность увеличить его пропускную способность. А вскоре на линию стали выходить морские суда типа "Механик Сахаров", специализированные для перевозки контейнеров международного стандарта.

ВМЕСТЕ со вторым причалом с морского района передали бригаду Федора Кирсанова, состоящую из двух звеньев. Третье звено, комсомольско-молодежное, оставили на "море". Так был создан основной кадровый костяк терминала. Образовались две комплексные бригады портовых рабочих (после присвоения порту в 1 982 году статуса морского они стали именоваться докерами-механизаторами). Первым бригадиром терминала стал Василий Карцев, а после его трагической смерти - Эдислав Ермолов. Эта бригада специализировалась на обработке речных судов. Второй, как уже говорилось, руководил Федор Кирсанов. Она обрабатывала только суда морского направления.

ТО ВРЕМЯ обозначено разными событиями-большими и маленькими, радостными и печальными. Как ни удивительно, но людям, работавшим тогда на терминале, запомнились события далеко не эпохального характера, а в основном житейско-бытового плана. К примеру, летом 1974 года в тылу второго причала сгорел штабель с сеном, которого был о свыше тысячи тонн. Спасенные остатки оказались непригодными на корм скоту.

Вслед за пожаром произошла еще одна трагедия. Обрушился штабель контейнеров, и погибли две женщины: мать двоих детей да двадцатилетняя невеста на выданье. Все эти события с болью и печалью были пережиты коллективом терминала.

ВМЕСТО Лонгина Хана, назначенного первым заместителем начальника порта, к исполнению обязанностей начальника района приступил Николай Немыкин, его заместителем стал Геннадий Лазуков. С Ильичевского порта приехали Богдан Васильоха, Петр Брагаруи Виктор Зайцев. В 1979 году после службы в Советской Армии вернулся в порт Александр Франц. На "реке" были бригадирами Николай Стрекопытов, Богдан Васильоха и Владимир Брюховецкий. На "море" Федора Кирсанова сменил Геннадий Сидорин -спокойный, рассудительный мужчина ростом под два метра. До этого он работал звеньевым на речных причалах в бригаде Смирнова, прозванного "Нельсоном" зато, что носил на одном глазу черную повязку.

За эти годы Дудинский морской порт пережил не одну реструктуризацию, которая то разъединяла, то вновь объединяла причалы и терминалы. Последнее их объединение состоялось в июне 2001 года. Структурные изменения коснулись и хозяйственных отношений. Но как бы ни менялась жизнь, какие бы изменения ни происходили в порту, коллектив терминала остается. Вместе с новым руководителем Николаем Волощуком он продолжает традиции, заложенные еще тридцать лет назад людьми, большинство из которых по-прежнему трудится в Дудинском морском порту, руководит городскими предприятиями, работает во властных структурах.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости