Инновационный университет - это реальность

Качественное образование казахстанцев обозначено как самый важный стратегический приоритет страны. Оно должно быть на уровне мировых стандартов. Речь идет о новых требованиях к учебным заведениям, которые должны готовить специалистов так, чтобы они были конкурентоспособны как у себя в отечестве, так и за рубежом. Такую задачу перед работниками образования ставит Глава государства Нурсултан Назарбаев, такой пример показывают Япония, Южная Корея, другие высокоразвитые страны. Казахстану предстоит осуществить рывок от экономики, основанной на природных ресурсах, к экономике сервисно-технологической. Это веление времени. Президентская Стратегия индустриально-инновационного развития открывает новое поле деятельности перед теми, кто способен придать мощный импульс прогрессу страны.

Следует отметить, что реализация инновационной программы развития идет еще недостаточно активно. Сказывается инертность и невосприимчивость к инновациям со стороны многих крупных хозяйствующих субъектов. Большая проблема в том, что еще не достигнута координация действий по созданию инновационной продукции между административными службами, промышленными предприятиями и научными учреждениями. Крупные предприятия республики имеют отлаженное производство, определенные налоговые льготы при экспортировании своей продукции, и это обеспечивает им достаточные прибыли. И естественно, они проявляют слабый интерес к предлагаемым им научным разработкам. В обществе предстоит выработать высокую восприимчивость к инновациям.

Одним из важных этапов реализации стратегии является формирование в стране такой системы образования, которое способно дать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления всех инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. В обществе, основанном на знаниях, ключевую роль играют университеты. Но чтобы максимально соответствовать общественным потребностям и ожиданиям, им нужно кардинально перестроиться. Коренные изменения должны произойти во всех сторонах деятельности вуза: законодательной, научной, методической, учебной, финансовой, административной, социальной.

Как показывает зарубежный опыт, наиболее эффективной моделью университета инновационного типа являются технические университеты. Главной их целью и отличительной особенностью является формирование у студентов "особой компетенции" - способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной продукции. Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре (студенческие учебно-научно-инновационные комплексы, бизнес-инкубаторы технологий, научные инновационные лаборатории). Можно привести ряд примеров успешной трансформации технических университетов США, европейских и других стран в инновационные. Являясь центрами инновационного развития, они демонстрируют громадные успехи. Чего нельзя сказать об отечественных университетах, которые не назовешь бизнес-инкубаторами высоких технологий и кузницей менеджеров инновационной деятельности.

На основе изучения зарубежного опыта становления и развития инновационных (предпринимательских) университетов, в ВКГТУ реализуется модель развития казахстанского инновационного вуза - "университет-технопарк". Она создается на основе следующих базовых принципов.

Развитие инновационного образования требует изменений как в содержании, так и организации учебного процесса. В учебные планы необходимо вводить специальные дисциплины, формирующие знание теоретических основ инновационной инженерной деятельности. Речь также идет о введении предпринимательских идей в содержание существующих курсов. А новые образовательные технологии направлены на формирование у студентов методологической культуры инновационной деятельности.

При этом в учебном процессе широко используются проблемно-ориентированные и междисциплинарные технологии и другие активные методы обучения с одновременной организацией системы дополнительного образования по иностранным языкам, экономике, менеджменту и информатике.

Применяется также междисциплинарный подход к обучению, предусматривающий самостоятельную работу студентов над индивидуальными и групповыми проектами в каждом семестре, обязательные патентные исследования и юридическое оформление интеллектуальной собственности. Все это позволяет им по окончании вуза быть востребованными на рынке труда и, более того, прийти на предприятие со своими инновационными проектами, что очень важно для рынка интеллектуальной собственности.

Для реализации проекта инновационного образования "университет-технопарк" в ВКГТУ создана и успешно функционирует целая инфраструктура для поэтапного решения всего комплекса задач.

Первый из этих этапов - выявление самых одаренных молодых людей и профильная подготовка будущих специалистов. На этом этапе работает виртуальная академия для школьников, а также студентов заочного обучения, основанная на использовании сети Интернета. В нынешнем году впервые в истории страны проведена первая дистанционная олимпиада он-лайн среди учащихся общеобразовательных школ региона по основам наук. Примером создания мобильной информационно-образовательной среды на основе Internet/Intrаnеt-технологий служит образовательный портал ВКГТУ, обеспечивающий принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

В целях интеграции в мировое образовательное пространство на базе ВКГТУ им. Д. Серикбаева открыто казахстанское представительство Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО).

Кадровая проблема является одним из серьезных сдерживающих факторов реализации стратегии индустриально-инновационного развития страны. Решить ее можно через обучение профессорско-преподавательского состава вузов по вопросам инновационного менеджмента и трансферта технологий. К сожалению, в республике пока нет системы переподготовки преподавателей технических вузов. В ВКГТУ действует центр подготовки преподавателей инженерного вуза международного уровня, который недавно получил статус центральноазиатского центра.

В университете готовят магистрантов по специальности "менеджмент инноваций". На факультете повышения квалификации ВКГТУ ведется переподготовка специалистов по основам инновационной деятельности и управлению инновационными проектами.

Все это дает возможность готовить высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики.

Понимая, что стремление вписать новые цели в сложившуюся корпоративную среду может привести к серьезному замедлению достижения целей либо к краху преобразований, университет приступил к проектированию такой корпоративной культуры, которая могла бы инициировать и поддерживать изменения в деятельности университета. Для создания внутренней конкурентной среды в университете внедрена система рейтинга среди институтов (факультетов), преподавателей и студентов, в которую наряду с основными показателями оценки деятельности входят и показатели, характеризующие инновационную активность института, кафедры, преподавателя.

Реализация концепции инновационного университета требует совершенствования организационной структуры и системы управления университета. ВКГТУ разработал первый вариант обобщенной миссии инновационного университета. Однако дальнейшее реформирование системы управления невозможно из-за существующей жесткой регламентации системы управления вузами, что говорит о необходимости предоставления им большей автономии.

Обязательным условием успешного функционирования инновационного вуза является его развитая инфраструктура. Впервые в Казахстане на базе ВКГТУ им. Д. Серикбаева создан и успешно функционирует региональный научно-технологический парк "Алтай" - главный образующий элемент инновационной инфраструктуры "университета-технопарка".

Посещение Президентом Нурсултаном Назарбаевым в нынешнем году технопарка "Алтай" придало научно-педагогическому коллективу гордость и уверенность в правильности выбранного курса по созданию модели инновационного вуза. Зона высоких технологий создана на территории 66 гектаров и представляет собой крупный региональный многопрофильный кластер науки, образования и производства. Программа развития зоны на 2005-2015 годы разработана совместно с областным акиматом и АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий". Ее обособленная территория и инфраструктура обеспечивает полный цикл создания и внедрения инновационной продукции: от генерации идеи до ее коммерциализации. Согласно программе развития, на территории зоны будут построены центр международного сотрудничества в области высоких технологий и инновационного развития, опытно-промышленный центр высокотехнологичных предприятий. Дальнейшее развитие получит транспортно-логистический кластер: намечено строительство речного порта на Иртыше, целого комплекса инновационной инфраструктуры.

Сегодня многие зарубежные фирмы проявляют большой интерес к планируемым строительным объектам зоны высоких технологий. Успешно прошло экспертизу технико-экономическое обоснование крупного бизнес-центра, и в настоящее время готовится проектно-сметная документация объекта. Введение в эксплуатацию бизнес-центра позволит открыть целый комплекс многопрофильных малых предприятий, что непременно станет центром формирования специалистов для инновационной экономики. Сегодня при технопарке уже действует более десяти малых совместных предприятий. В нынешнем году начинается строительство 80-квартирного дома в рамках жилищного ипотечного кредитования для сотрудников университета и приглашаемых ученых-специалистов. В следующем году планируется строительство дома для аспирантов и студентов на 340 мест. Строительство этих объектов станет важным шагом в реализации программы жилищного строительства, государственной программы развития образования РК и Послания Президента народу Казахстана. Все это следует рассматривать как результат успешной деятельности научно-технологического парка "Алтай".

В результате выполнения программы на территории зоны высоких технологий будет создан мощный наукоград, своя Силиконовая долина - автономный технологически взаимосвязанный комплекс локальной интеграции науки, высокоразвитого производства и образования, а также жилищно-бытовой и культурной инфраструктуры. Сегодня вокруг этой идеи объединились многие крупные промышленные предприятия региона, заключены договоры по реализации корпоративной идеи.

Развитие зоны высоких технологий рассматривается как важная составная часть межгосударственной программы "Наш общий дом - Алтай". Это даст новый импульс взаимовыгодному трансграничному сотрудничеству с инновационными структурами всех четырех соседствующих государств - России, Китая Монголии и Казахстана, повлияет на улучшение инвестиционного климата и социально-экономического положения каждого приграничного региона государств.

Современная модель инновационного вуза "университет-технопарк" была в центре внимания участников международной конференции "EuroEducation 2005" в городе Оксфорде. На представительном научном форуме реализуемая университетом модель инновационного вуза была удостоена международной награды "The United Europe" ("Объединенная Европа").

Анализ проведенных исследований показывает, что принципы развития инновационного образования применимы и для становления всей социально-экономической сферы общества на инновационный путь. Наши ученые уже ведут разработки методологических основ подобной трансформации региональной экономики. В частности, осуществляются экономическая экспертиза и оценка рисков реализации инвестиционных и инновационных проектов, как региональных, так и реализуемых в рамках трансграничного сотрудничества. Сейчас прорабатывается вопрос кластеризации экономики региона как взаимосвязанного единого комплекса.

Формирование инновационных университетов - дело новое, а становление и развитие университета как инновационной структуры представляет собой долговременный процесс системного исследования и одновременного внедрения нововведений. Требуется решение ряда проблем, которые сегодня тормозят становление инновационных университетов. Университетам необходима достаточная автономность, опирающаяся на нормативно-правовую базу и обеспечивающая оперативность в продвижении инновационных разработок. Предоставление университетам-технопаркам таких возможностей способствовало бы развитию университетов и позволило бы им в кратчайшие сроки создать вокруг себя ареалы малых и средних наукоемких предприятий. Поэтому мы хотели бы еще раз обратиться с просьбой в Министерство образования и науки: дать нам возможность проведения в течение трех - пяти лет необходимых экспериментов и определенные права на создание необходимой инновационной инфраструктуры. В реалиях сегодняшнего дня научно-техническая политика в стране должна осуществляться параллельно с опережающей подготовкой конкурентоспособных специалистов, ориентированных на инновационную деятельность.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости